Ошибки на письме. Как с ними бороться

Главная / Статьи / Младшие школьники / Ошибки на письме. Как с ними бороться

Если ребенок приносит из школы очередной «неуд» по русскому языку, не спешите винить его в лени и невнимательности. Присмотритесь к его ошибкам, возможно, причина «двоек» кроется в нарушении письменной речи – дисграфии.

Если в тетради наблюдаются специфические ошибки:
- пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов;
- ошибки в ударных слогах;
- ошибки обозначения мягкости на письме;
- зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных;
- отсутствие заглавной буквы и точки в предложении;
- слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному), несоблюдение границы полей в тетради,
если количество ошибок от 5 до 20 и более,
если ошибки стойкие: проявляются во всех видах письменных работ (списывание, диктант, сочинение) в течение длительного времени,
то виной всему дисграфия.

Почему возникает дисграфия?
Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функций их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни
новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках с периодом внутриутробного развития ребенка. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребенка может повлиять на формирование важных функций его головного мозга.
Также специфические ошибки на письме в школе могут быть следствием нарушения устной речи дошкольников. К сожалению, канули в прошлое вечера, когда родители читали детям сказки, а детки рассказывали, как прошел день в детском саду. Нередко мама и не ждет ответа ребенка, сама отвечает за него. Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас и чистое звукопроизношение.
Трудности левши. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызвать трудности в освоении письменной речи.

Внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. Коррекционная работа с детьми проводится при тесном сотрудничестве родителей, логопеда, иногда психолога и даже врача психоневролога. Если вы доверились специалисту, не вносите коррективы в процесс обучения. Поступайте так, как вам советуют. Если чего-то не знаете, спросите специалиста.

Несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии и будут подспорьем не только со стороны родителей, но и помогут педагогу в работе над дефектом.
1. Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом. Ученик каждый день в течение 5 минут работает над заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например гласных «а». Дальше согласные, и те, с которыми есть проблемы, сначала их тоже задавать по одной. Через 5—6 дней таких занятий переходить на 2 буквы, одна зачеркивается, другая обводится в кружочек. Буквы должны быть похожими в сознании ученика. Например «п\т», «м\л», «б\д».
2. Упражнение «Пишем вслух».
Все, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
3. Дописывание букв.
Родители на бумаге рисуют элемент буквы, ребенок угадывает и дописывает.
4. «Пропущенные буквы».
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:
К_неч_о, н_м_гл_бы_ь и _е_и о т_м, ч_о_ы…
5. «Лабиринты».
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа или тетради.

Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки. Не предлагайте детям исправлять ошибки, а учите их не делать ошибок. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти ошибки допускать.

Не надо кричать на ребенка. Нужно разобраться в характере ошибок. Самое важное – понять, как помочь ребенку. Помните, что ребятишкам с дисграфией вполне по силам овладеть письмом, если они будут настойчиво заниматься.
Ошибки на письме. Как с ними бороться
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: