Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст

Главная / Статьи / Младшие школьники / Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст

Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чѐм-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребѐнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает. Дети начинают своѐ обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребѐнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошѐл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своѐм пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения. Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребѐнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребѐнка. На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.

Занятия с маленькими детьми

Чтобы научить маленьких детей пересказывать прочитанное руководствуйтесь следующими правилами: Выбирать истории с предсказуемым окончанием и запоминающимися героями. Задумайтесь, почему все сказки так легко запоминать, и они надолго остаются в нашей памяти? Дети любят тексты с несколькими героями и повторяющимися действиями, например, сказка «Репка»;
Прочитать рассказ самостоятельно до того, как зачитывать ребѐнку. Выбрать слова, которые ранее ребѐнок ещѐ не встречал. Можно подготовить фото таких животных и предметов или мест. Таким образом, дети легче воспринимают информацию и запоминают новые слова; Перед тем, как начать чтение, показать обложку книги и предложить угадать про что будет книга, кто будет главными героями. Возможно, ребѐнок даже сможет предугадать сюжет. Затем скажите еѐ название и повторите вопросы; Зачитать вслух одну и ту же историю несколько раз. Как вариант, каждый день на ночь перед сном. Используйте разную интонацию и меняйте голос, что ещѐ больше увлекает и погружает ребѐнка в повествование. После того, как закончится сказка, можете переходить к следующему этапу – вопросы. Спросите, о чѐм сказка, что происходило в начале, в середине и в конце. Потом можно задавать самые интересные и любимые вопросы «почемучек»: почему дедка позвал бабку или любые другие, начинающиеся с этого вопросительного слова. Такие вопросы развивают логику и помогают развитию воображение, а помощь родителей обогатит знания детей и научат ценностям и традициям страны и общества, в котором они живут;

Занятия с детьми постарше

С детьми старшего дошкольного возраста следует использовать другую методику: с каждым следующим прочтением останавливайтесь время от времени и просите рассказать, что герой сказал дальше или просто, чтобы ребѐнок досказал предложение или фразу. Возможны варианты в зависимости от возраста детей, уровня развития речи в данный момент и увлечѐнности историей. Чем интереснее рассказ, тем охотнее дети будут слушать и разговаривать о нѐм;
Разыграть сценку: выбрать кто кем будет и устроить домашний театр. Это – не только прекрасный способ вовлечь как можно больше членов семьи и провести время с пользой и удовольствием, но и отличный способ задействовать движения тела и мимику, ведь именно с их помощью дети ещѐ лучше запоминают информацию. Конечно, также можно использовать разные подручные предметы, игрушки и кукол — всѐ, на что хватит фантазии! Кто-то из детей, может быть, выберет нарисовать сказку, а не разыгрывать еѐ. Здесь также стоит вопрос личных предпочтений;
Детям с богатым воображение предложите придумать продолжение истории, что было дальше и, возможно даже, дети придумают новых героев и концовка превратиться в совершенно непредсказуемую. Помните, что если на первом этапе дети не могут пересказать прочитанное, то это не значит, что текст не понят, возможно, они просто не поняли вопрос и нужно его переформулировать. Поэтому стоит начинать обучение тому, как научить ребѐнка пересказывать текст или те сказки, которые уже знакомы. Как начать пересказ? В первую очередь, родители сами должны показать, как правильно пересказывать прочитанное.
Каждый раз начинаем со слов: Однажды зимним утром, Жили-были и т.д.;
Рассказываем кто герои и где происходит действие (лес, дом, деревня);
Помогаем с деталями рассказа, сложными описаниями и последовательностью событий. Заранее готовим наводящие вопросы, которые помогут ребѐнку. Как помочь школьникам делать пересказы?
Снизить темп речи. Когда дети читают вслух, особенно в классе при всех, они задумываются о качестве чтения, а не о смысле;
Попросить прочитать текст второй раз, более внимательно.
Объяснить те слова, которые дети видят в первый раз или не понимают их смысла;
Составить план с опорными словами, включая героев, место действия и важные события в повествовании. Помочь при необходимости, задавая вопросы относительно содержания прочитанного. Очень важно помогать детям освоить этот необходимый навык – ведь обучение в школе практически полностью состоит из пересказа материалов из учебников.

И помните, что успех обучения зависит от многих факторов, таких как возраст, развитие речи, словарный запас ребѐнка, особенности памяти и темперамента. Следовательно, чем раньше будет начато обучение, тем быстрее и легче будут достигнуты поставленные цели.
Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: