Адаптация к среднему звену в школе

Главная / Статьи / Младшие школьники / Адаптация к среднему звену в школе

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система; меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе; кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учёба.

Особенности новой социальной ситуации пятиклассников:
1. Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
2. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

Какие «плюсы» и «минусы» несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что даёт в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего – дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и людьми, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности, т.к. на первй план начинает выходить общение со сверстниками.
Родителям следует обратить внимание на следующие проявления своего ребенка, которые подскажут, насколько успешно проходит адаптация в школе.

Признаки успешной адаптации:
1. удовлетворенность ребенка процессом обучения;
2. ребенок легко справляется с программой;
3. степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
4. удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Признаки дезадаптации:
1. усталый, утомленный внешний вид ребёнка;
2. нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном в школе дне;
3. стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
4. нежелания выполнять домашние задания;
5. негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
6. жалобы на те или иные события, связанные со школой;
7. беспокойный сон: трудности утреннего пробуждения, вялость;
8. постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку. Предлагаем несколько советов.
1. Всегда интересуйтесь делами ребенка в школе. Постоянно уделяйте ему время и беседуйте о том, как проходит его жизнь на уроках, на переменах, в общении с одноклассниками.
2. Поддерживайте регулярный контакт с учителями, интересуйтесь у них успеваемостью, поведением ребенка и его взаимоотношением с одноклассниками.
3. Старайтесь, насколько это возможно, не применять систему наказаний и поощрений за хорошие и плохие отметки. Если ребенок приносит хорошие отметки, радуйтесь вместе с ним; если увидели что успеваемость снизилась, постарайтесь вместе найти причину этого, настаивайте на более тщательном выполнении им всех заданий.
4. Разумный контроль ребенка. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

5. Не смешивайте понятия. Особенно в первые два месяца обучения в средней школе. Постарайтесь не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения ребенка лишь достижениями в учебе. 6. Не выполняйте за ребенка домашние задания. Если у ребенка возникают трудности с их выполнением, помогите ему прийти к правильному решению, а не подсказывайте. И установите с ним четко определенное время для их выполнения. 6. Помогите ребенку почувствовать интерес к обучению в школе. Сначала выясните, что его интересует больше всего, а потом помогите соотнести этот интерес с предметами. Например, любит играть в пиратов, расскажите, что с помощью географии можно узнать в каких морях они плавали и где эти моря находятся и т.п.
Адаптация к среднему звену в школе
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: