Методическая разработка психологического занятия «От мечты к цели»

Главная / Статьи / Подростки / Методическая разработка психологического занятия «От мечты к цели»

Аннотация.
Психологическое занятие по формированию мотивации и навыкам постановки жизненных целей. Актуальность темы обусловлена возрастными задачами данного возраста с одной стороны - формирование временной перспективы, закладывание основ самоопределения и личностного, и профессионального, с другой стороны - требованиями социума к личности человека, к ее личностным характеристикам.

Обоснование
В наше активное, динамичное время человеку необходимо умение направлять и определять свое развитие и развитие своей жизни. К.А.Абульханова - Славская вот что говорит по этому поводу: «К сожалению (или к счастью), приметами нашего времени становятся скорости, стрессы, которые оставляют человеку мало жизненного пространства для размышлений, созерцания, наблюдения. Поэтому правильная организация времени жизни превращается в одну из ведущих способностей личности к построению стратегии ее жизни».
Развитие умения направлять и определять свою жизнь начинается с определения того, чего же человек хочет от жизни – с сознательной постановки целей.
Целенаправленное поведение появляется уже в 2-4 года. Но постановка жизненных целей, учебно-профессиональных целей возможна только к старшему подростковому возрасту. Так как одним из психологических новообразований ранней юности является длительная временная перспектива, когда молодой человек начинает оперировать не только днями, неделями, месяцами, но и годами и десятилетиями. Соответственно, перед ним встает задача принятия на себя ответственности за себя и за построение; структурирование, определение своего будущего.

Идеальное построение своего будущего является и профилактикой девиантности. Д.И.Фельдштейн указывает, что: «для нормальных подростков отношение к настоящему и переживание настоящего всегда соединено с мыслями о будущем, чем о настоящем, а тем более о прошлом. В отличие от этого, девиантные подростки имеют «ретроспективную временную ориентацию», то есть, обращены в прошлое. При этом, прошлое, настоящее и будущее у них слабо связаны друг с другом». Временное целеполагание ориентирует молодых людей в будущее, связывает настоящее и будущее. Это организует и направляет деятельность подростка и помогает сказать «нет» сиюминутным желаниям, которые могут нанести ущерб планам.
В основу психологического занятия легли теоретические положения О.К.Тихомирова, а также идеи НЛП.
Цель: формирование мотивации на постановку жизненных целей.

Задачи:
1) показать роль целеполагания в жизненных достижениях человека;
2) дать возможность проанализировать наличие процесса целеполагания у себя.
Ресурсы: 1 секундомер, презентация, оборудование для выполнения упражнений
Длительность занятия: 45 минут
Аудитория: обучающиеся с ОВЗ и инвалиды
Возраст участников: от 17 лет
Критерии оценки эффективности психологического занятия:
1.    Субъективное переживание молодым человеком «я хочу ставить цели и достигать их» (т.е. наличие мотивации на постановку целей);
2.    Умение сформулировать цель, отвечающую специальным требованиям

Ход занятия.
1.    Приветствие.
-Добрый день. Я рада видеть вас на нашей психологической встрече «От мечты к цели». Сегодня мы с вами коснемся одной из сторон нашей жизни, той стороны, которая направлена на будущее – это наши цели. Я уверена в том, что у каждого есть определенные цели в жизни. Но всегда ли мы их достигаем? Почему это происходит?
- На встрече мы займемся осознанием важности жизненных планов и постановкой наших целей.
- Предупреждаю, что наша встреча скорее направлен на осознание, погружение, нежели имеет развлекательный характер.
2. Выделение основных понятий.
- Для работы нам необходимо ближе познакомиться с такими понятиями как «цель и «целеполагание». Для того, чтобы четко понять, что такое «цель», давайте разберем еще два родственных понятия – это «желание» и «мечта».
•    1 группа обсуждает и готовится ответить на вопрос: «Что такое желание?»
•    2 группа: «Что такое мечта?».
•    3 группа: «Что такое цель?»
(Обсуждение и высказывание мнений)

Обобщение.
3. Цель – предвосхищение конкретного результата, который обособлен во времени, для достижения цели мы предпринимаем конкретные действия.
2.Мечта, уже что-то более обособленное, глобальное, но мы необязательно предпринимаем шаги для ее осуществления.
1.Желание, что-то сиюминутное, влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь
- Что же влияет на достижение цели? Какие факторы?
И внутренние. Какие внутренние причины могут лежать в самом человеке?
Блок 1.
Упражнение 1.
Цель: дать проанализировать наличие процесса целеполагания у себя.
Инструкция к тесту.
За 1 минуту надо сформулировать три цели, желания, которые бы вы обязательно хотели получить в жизни.
Анализ упражнения.
1) Оценивается, все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется (примечание: в каждой группе обязательно находятся те, кто не успел сформулировать три желания).
2) Самими участниками высказываются возможные причины, которые помешали некоторым сформулировать необходимое количество желаний.
3) Результативность от несформулированности цели.
Упражнение 2.
Цель: показать роль целеполагания в жизненных достижениях человека.
Оборудование: игрушечный телефон, красная машинка, мешок денег.
- По данным исследователей, большинство людей не знают, чего они хотят. Поэтому они ничего и не получают. Прослушайте внимательно эксперимент, который провели московские психологи».
Текст эксперимента.
Как-то московские психологи поспорили между собой: люди не знают, чего им надо; они не ставят цели. Поспорили они с таким условием: если человек за 1 минуту сформулирует 3 своих желания так, что их можно будет выполнить, психологи выполнят их, чего бы им это ни стоило.
Взяли они телефонный справочник и в течение 5 дней с 8 до 17 обзванивали абонентов с одним вопросом: «Здравствуйте, я золотая рыбка. Если вы за одну минуту сформулируете три ваших желания, я их исполню».
Представьте, сколько человек они прозвонили за 5 дней!
В результате: ТОЛЬКО 2 ЧЕЛОВЕКА смогли за 1 минуту четко сформулировать три своих желания. Причем, желания одного из них в принципе нельзя было выполнить. А вот желания другого были вполне конкретны: я хочу, сказал он, мешок денег, ключи от новой московской квартиры и красный Феррари.
Делать нечего. Договор дороже денег. И поехали психологи исполнять эти желания. Заехали в банк. Разменяли 1000 рублей по 1 копейке и попросили в банке мешок, в котором возят деньги. Первое желание исполнено.
Приехали в ЖКХ, попросили ключи от новой московской квартиры. И ОБЯЗАТЕЛЬНО справку к ним о том, что это действительно ключи от новой московской квартиры. Второе желание тоже выполнено.
Больше всего психологи промучились с третьим желанием. Ну не было в магазинах детских игрушек красного Феррари. Нашли. Третье желание выполнено.
Анализ эксперимента
- Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
- Всегда ли знает человек, чего хотите?
- Как незнание цели отражается на достижениях?
Вывод: можно достичь только то, что о чем знаешь, чего просишь.
Упражнение 3.
Цель: показать роль целей в жизненных достижениях человека.
Оборудование: три наклейки
Ход упражнения.
Выбирается один участник, он подходит к стенке. Ему дают наклейка и просят поднять руку вверх.
Ведущий отмечает на стенке наклейкой высоту, до которой допрыгнул молодой человек.
После этого, ему дают наклейка другого цвета и следующая инструкцию:
- Подпрыгни, пожалуйста.
Ведущий наклейкой отмечает высоту.
После этого, ему дают наклейка другого цвета и следующая инструкцию:
- Прыгни, пожалуйста, как можно выше. Постарайся допрыгнуть до потолка. И отметь наклейкой место, до которого допрыгнешь.
Анализ упражнения.
- Различается результат?
- В каком случае результат лучше?  
- Что привело к улучшению результата?
- Постановка цели улучшила результат или ухудшила?
Вывод: цель повышает достижения человека, а самого человека делает более успешным.
Книгу читают с начала до конца. Жизнь строят противоположным образом. Тут начинают с конца, т.е. с цели, и потом делают все, чтобы ее добиться.
Гаролд Дженин

Критерии к постановке цели
- Из эксперимента московских психологов можно сделать еще один важный вывод: нужно правильно ставить цели. Специалисты считают, что до 70% успеха в достижении цели составляет правильность ее постановки. Каким критериям должна отвечать цель?
Работа в мини-группах.

Задание: сформулировать критерии цели. На задание 2 минуты.

Озвучивание мнений
Проверка. Пройдемся по основным правилам постановки цели.
-Правильная постановка цели – это фундамент нашего сооружения под названием «Достичь цель». Фундамент будет прочный, поэтому будет состоять из кирпичей.
1.    Конкретность
Цель должна быть конкретной, это не мечта. Цель –это ответ на вопрос: -Что я хочу, и что буду делать для этого?
2. Измеримость

Ход упражнения.
1.    Индивидуальная работа в «аквариуме».
Сначала выбирается один доброволец.
-В течение одной минуты тебе нужно формулировать самую невероятную материальную цель, которую ты хочешь достичь в своей жизни. Чем больше, тем лучше.
Ведущий засекает одну минуту и обязательно помогает участнику прочувствовать свою цель.
Анализ упражнения.
- Трудно ли было тебе формулировать масштабные цели, фантастические цели?
- Тебе что-то мешало?
- Каковы будут результаты деятельности при таких низких целях?
- Как я вела себя во время разговора? С какой целью я это делала?
- Хотите научиться ставить масштабные цели?

2. Групповая работа.
Оборудование: цветные карандаши, бумага А-4
Участники разбиваются на пары. Первый формулирует материальное желание. Второму необходимо нарисовать то, что он слышит от первого. Упражнение считается выполненным, когда первый участник остается доволен нарисованным. Пожимая друг-другу руки, участники меняются местами
Анализ упражнения.
- Были ли недопонимания?
- Как быстро удалось их преодолеть?
- Какой опыт вы получили из этого упражнения?
- Какие чувства, эмоции появляются у вас, когда вы ставите самые высокие, фантастические цели?
- Что эти чувства говорят о вас: вы уверены в себе, у вас появляется азарт, или вам кажется, что вы этого не достигните, недостойны этого?
- Получилось ли у вас, в конце концов, сформулировать самую высокую, самую масштабную цель и почувствовать, что она осуществима?
- Как вы поняли, что масштабная цель может быть реальной?
Вывод. Нам подсказывает наша анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам (зрения, слуха, обоняния), получение и первичный анализ информации из окружающего мира: из внешней среды и внутренней среды организма. Цель должна быть измерима.

3. Достижимость
- Вспомните пример с прыжком до потолка, и то, как наличие цели изменило результат. Вернемся к иллюстрации упражнения, и на основе полученного результата проверим еще одно важное требование к постановке цели. Мне нужен доброволец.
Ему дается задание:
-Затронь первую бабочку.
Молодой человек выполняет команду. Так прорабатываются и следующие шаги.
Анализ упражнения.
- Почему цели были достигнуты?
- Какие выводы от увиденного можно сделать?
Вывод
1.    Реальность и достижимость цели.
2.    Поэтапность в достижении цели.
3.    Уверенность в себе и свои силы.
4. Ограниченность во времени.

Упражнение «Ребус».
В течении 1 минуты разгадать как можно больше ребусов.
Вывод. Цель должна быть ограничена во времени. Вопросы: Сколько времени я даю себе на достижение цели, когда она должна быть достигнута? Можно указать примерные даты промежуточных результатов.
5. Актуальность и активность.
Ход упражнения: ведущий рассказывает анекдот.
Анекдот:
Мужик поймал золотую рыбку.
- Смилуйся, - говорит золотая рыбка, - отпусти, исполню твое желание.
Мужик говорит:
- Хочу стать Героем Советского Союза.
- Что же, будь по-твоему, - сказала рыбка.
Мужик очнулся в горящем самолёте, падающем на колонну танков.
- Неужели посмертно? - подумал мужик.
Анализ анекдота идет по следующим вопросам:
- О чем этот анекдот?
-Всегда ли совпадает то, что человек говорит и что он имеет в виду?
- Всегда ли человек учитывает последствия, к которым приведет исполнение его желания?
- Что необходимо, чтобы цель реализовалось?
Вывод. Актуальность и активность.
Вопросы:
- Важно ли это именно для меня?
- Подходят ли способы и задачи, которыми я хочу достичь цели?
Перед вами точная формула успеха

ОСОЗНАТЬ + ВЗЯТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ + ДЕЙСТВОВАТЬ = УСПЕШНАЯ ЦЕЛЬ

2.    Блок активизации и стимулирования обучающихся на результативную деятельность.
Работа по слайду, где А. Чирцова несет огонь и олимпийский огонь по улицам города Кунгура.
-Вы узнали событие на слайде.
- Жителям нашего города была оказана честь: принять участие в эстафете Олимпийского огня. Кунгур был сотым городом в этой церемонии.
Рассказ о спортсменке А. Чирцовой, входящей в состав Олимпийской Сборной России.
Когда-то в нашем городе родились девочка. Она, так же, как вы, ходила в школу, хорошо училась. Во дворе, где жила Настя, было много мальчишек, и она бегала с ними, играла в футбол, залезала в труднодоступные места и, наверно, поэтому, как считает сама Настя, у нее был боевой характер. Девочка пробовала свои силы сразу в двух видах спорта: каратэ и горных лыжах.   Но вскоре поняла, что горные лыжи ей ближе.
В любую погоду, даже в сильные морозы, она поднималась на горнолыжный склон и летела навстречу ветру.  Было трудно, не хватало времени, нужно было хорошо учиться в школе и заниматься спортом. И она, понимая это, девочка очень старалась. Её стремления заметил тренер.  Он и порекомендовал свою воспитанницу Спортивному клубу Челябинска. Там Анастасия и продолжила заниматься.
Много встретилось преград на ее пути. Но она уверенно шла к своей цели.
- Может быть, вы догадались, кто эта девочка?
Да, это Анастасия Чирцова! И вот 16 лет она целенаправленно тренировалась. Занималась горными лыжами, фристайлом. И когда, 21 марта 2013 года одержала победу в первенстве страны по ски – кроссу, стала лидером в олимпийской команде России в Сочи, за результатом которой мы с вами наблюдаем сейчас. Она шла к своей цели, которая была так призрачна, так далека от нёе.
Возможно, некоторые сейчас подумали: «Она здорова, а мы… Мы – инвалиды»
Слайды с фотографиями параолимпийцев. Рассказ притчу
Притча
«Будда и Ученик»
Однажды приходит ученик к Будде и говорит: «Будда, я не понимаю смысл твоего учения». Будда показывает пальцем на Луну.
«А, смысл твоего учения – это палец?»
«Нет», - говорит Будда и снова показывает пальцем на Луну.
««А, понял», - сказал ученик, - смысл твоего учения – это Луна!»
«Нет, - сказал Будда, - смысл моего учения – направление».
Как часто бывает в нашей жизни так, что мы обращаем внимание на отдельные детали, на промежуточные результаты. А ведь самое главное – это держать во внимании наше направление, наш путь, помнить, куда и зачем мы идем. Успехов вам в достижении своих целей!
Слайды с фотографиями параолимпийцев.
Успехов вам в достижении своих целей!
Рефлексия.
Посмотрите на рисунок, здесь изображены круги Эйлера. Подумайте и оцените прошедшую встречу по 3 критериям, которые написаны внутри круга. Критерий «Интерес» означает, что вам на тренинге было интересно. Нескучно. Критерий «Осознание» означает, что у вас появилось новое видение своих целей, своей жизни и того, что вы вообще хотите реализовать. Критерий «Результат» означает насколько полезной стал тренинг для вас, считаете ли вы подобные упражнения действенными и нужными, помогут ли они вам в дальнейшей жизни.
Поставьте плюс на пересечении тех критериев, которые, как вы считаете, были достигнуты лично вами. Если же тренинг не дал ни одного из результатов, то поставьте плюс за границами кругов.
Спасибо за работу и оценку!
Вывешивается наглядность, на котором изображены круги Эйлера с надписью «Интерес», «Осознание», «Результат»

Д.З.: составить коллаж одной цели.  
Необходимы: ватман на каждого, клей, карандаши цветные, множество журналов с картинками). Если это работа – изобразите офис, себя в деловой одежде в кругу коллег; если это дом – изобразите фасад, комнаты и т.п.
Представьте группе свою цель – покажите и опишите ее.
Анализ задания идет по следующим вопросам: 1) что вам дало выполненное упражнение? 2) изменились ли цели, и если да – то как? И т.п.

Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
2. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет // Вопросы психологии. – 2000. - №1.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с., стр.361-362.
4. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. – 1983. - №1.
5. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб.пособие для студентов выс. учеб. завед. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288с.; Тихомиров О.К. Понятие «Цель» и «Целеобразование» в психологии. // Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие. Сост. А.Красило,
6. Новгородцева. А.– М.: 1995. – 416 с.; Тельнова Л. Формулирование цели //
7. Школьный психолог. – 2003. - №23;
8. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии – СПб: Питер, 200. -160с.

Педагог-психолог Жесик Н.Б.
ГБУПК «ЦППМСП» Кунгурского филиала
Методическая разработка  психологического занятия «От мечты к цели»
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: