Воровство у детей

Главная / Статьи / Дошкольники / Воровство у детей

То, что ребенок, не спрашивая разрешения, берет заинтересовавшую его вещь, является неприятным, но совершенно нормальным действием примерно до пятилетнего возраста. Маленькие дети часто импульсивны, не могут отложить реализацию своего желания на потом. Захотелось — протянул руку и взял. Осознание того, что он сделал что-то неправильное часто приходит с опозданием или вообще не приходит. Это не значит, что можно не обращать на это внимания, наоборот, обязательно нужно. Но надо знать, что это поведение переходящее, проще говоря, оно не навсегда. Особенно если вы будете правильно на него реагировать. Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology).

Когда ребенок берет что-нибудь без спроса дома, в детском саду, в магазине, в школе у родителей в голове чаще всего сразу же возникают мысли о том, что он наверняка станет вором, из него вырастет «асоциальный элемент», и вообще, он уже навсегда потерян для общества? Каждый родитель сталкивается с этой проблемой хотя бы раз в жизни, вот почему так важно знать, что же делать в этой ситуации. Как начинается воровство? Вася взял конфетку из бабушкиного буфета, что говорит внуку бабушка? «Какой находчивый, догадался, где искать ведь, мой зайчик!». Игорек поднял в песочнице оброненную игрушку и принес домой. Как реагирует на ситуацию папа? «Какой у нас хозяйственный сын — все в дом!». Катюша отдала поносить мамины бусы соседской Маше. Мама говорит: «Настоящая девочка растет, уже наряды интересуют. Да бусы-то старые были». А уже потом в доме «как по волшебству» появляются игрушки из соседних шкафчиков в детском саду или даже из магазина.

Возможные причины и мотивы воровства

Подражает родителям Если вы приносите с работы карандашики, собираете яблоки в чужом саду или «пересаживаете» на свой подоконник приглянувшееся растение из детской поликлиники, то ребенок обязательно это заметит и понемногу научится поступать так же. И не будет обращать никакого внимание на ваши лекции «о честности и недопустимости воровства». Не различает «мое» и «твое» У него все «наше». В этом случае вам придется объяснить ребенку, что конкретно принадлежит ему в доме. Рассказать, что именно он следит за этими вещами и ими распоряжается. Объясните, что принадлежит маме, папе, братьям, сестрам, бабушке, а что — ему. У него нет собственности Иметь право на распоряжение собственным имуществом хочется. Задумайтесь, что принадлежит вашему ребенку? Комната, одежда, игрушки? Чем он может распоряжаться, поломать, уничтожить, подарить и вы не будете его за это ругать? Вы свободно заходите в его комнату и наводите там порядок по своему вкусу, выбрасывая «ненужный мусор и всякую ерунду»? То есть комната, ее содержимое — это ваша собственность. А у него ничего и нет. У ребенка обязательно должны быть личные вещи, иначе как ему понять, что такое «собственность»? Если он научится ценить и оберегать свою собственность, то с большей вероятностью будет уважать и собственность других.

Протест против родителей Родители все время ссорятся или непрерывно одергивают ребенка, ребенок за это стремится поквитаться с ними воровством, символически своровать себе что-то хорошее, к чему не может получить доступ. Самоутверждение Родители постоянно сравнивают ребенка с братом или сестрой, соседскими детьми, причем, совсем не в пользу ребенка, вот он и пытается самоутвердиться, взять верх, вернуть себе свое: «украденную» и неоцененную личность. Компенсация Замотанная работой и неотложными хозяйственными делами мама обычно чувствует вину за то, что уделяет ребенку мало времени. Она стремится компенсировать свою любовь и заботу подарками. Ребенок понимает, что любовь можно покупать. И когда ему не хватает вашего тепла и внимания, он ворует, чтобы хотя бы частично компенсировать эти чувства. Может дарить ворованные вещи другим детям и взрослым, чтобы купить их любовь. Или ведет на ворованные деньги всех одноклассников в кафе. По принуждению Дошкольники очень редко воруют деньги, но шестилетний мальчик вытаскивает купюры у мамы из кошелька. В этом случае обязательно надо разобраться для чего нужны деньги. Может у него вымогают деньги в детском саду или во дворе старшие мальчишки? В этом случае только взрослое вмешательство поможет исправить ситуацию. Страсть к накопительству Желание собрать все привлекательные объекты в своем доме, контролировать их. «У меня нет же именно такой монетки или игрушки» — это может стать для ребенка достаточным мотивом, чтобы забрать то, что плохо лежит. Так ребенок символически усиливает контроль за своей жизнью. Он буквально может ее потрогать. Семейная тайна Приемные дети, которые не знают, что они приемные, часто проверяют шкафы, доставая оттуда разные вещи. Также ведут себя и родные дети, в семьях которых многое не договаривается. Например, родители улетают регулярно в отпуск, ребенка оставляют с бабушкой, а ему сообщают, что уехали в командировку. Или у одного из родителей есть внесемейные отношения. Ребёнок неосознанно пытается найти спрятанную информацию. Часто находит. Безопасность Ребенок не чувствует себя в безопасности, боится, что доступ к благам может внезапно закончиться: мама уедет, его отдадут туда, где ему трудно будет выжить или у него уже был опыт оставления в небезопасном месте. Поэтому он начинает делать «белочкины припасы». Что сделать, чтобы ребенок не воровал? Не провоцировать, не поддерживать воровство, то есть не создавать мотивов и поводов, и знать, что делать, если это все же произошло.

Если ребенок взял чужую вещь без спроса:
1. Спокойно объясните ребенку, что произошло.
2. Обязательно найдите способ вернуть вещь владельцу или заплатить за нее. Ребенок обязательно должен участвовать в процессе. Если вещь нельзя вернуть, придумайте, как ребенок может помочь заработать нужные деньги. Например, неделю/месяц мы не будем покупать домой сладости и игрушки, чтобы сэкономить деньги. Вся семья не ест сладости и не покупает новые вещи в магазинах.
3. Не настаивайте на том, чтобы ребенок извинился при всех. Это унизительно и только увеличит агрессию ребенка против вас. Если это вещь соседского ребенка или ребенка из детского сада/школы, пусть при возвращении присутствуют только дети без родителей.
4. Избегайте чтения длительных нравоучений, не рисуйте мрачного будущего, которое ожидает ребенка после того, что он натворил. Если вы будете повторять сыну или дочке: «Из тебя может вырасти вор, ведь ты уже сейчас воруешь!» — ребенку не останется никакого выбора, как «оправдать ваши ожидания» и действительно стать вором.
5. Обязательно проясните для ребенка, что такое поведение неприемлемо в вашей семье.
6. Никогда не спрашивайте его: «Почему ты это сделал?» Это бессмысленно. Вспомните, как когда вы опоздали на работу, начальник грозно спрашивает вас: «Почему?». И вы судорожно придумываете оправдание, ясное дело, оно не всегда правдивое. У ребенка богатое воображение и рефлекторная мораль, он обязательно нафантазирует что-нибудь подходящее: «Чтобы отдать бедным детям!» Поинтересуйтесь, как это произошло и как теперь будем возвращать украденное.
7. После того, как эпизод исчерпан, не напоминайте ребенку об этом непрестанно. Пусть «календарь закроет этот лист».
8. Если воровство становится хроническим, не бойтесь обратиться к психологу. Скорее всего, он начнет работать и с вами. Родители боятся услышать от специалиста упреки в свой адрес, потому что они и без него в этот момент чувствуют себя плохими. Многие мамы и папы просто покрывают своего ворующего ребенка, даже для себя, делая вид, что проблемы не существует. Потому что им стыдно так, как будто это они сами воруют. Они в растерянности и в беспомощности, так страшно им признаваться в проблеме. Хороший психолог работает конфиденциально и обязательно вас поддержит.
Воровство у детей
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: