Главная / Статьи / Дошкольники / Развитие пальчиковой моторики у дошкольника с нарушениями речи посредством физминуток
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, также отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые на основе проведенных опытов и обследованиях большого количества детей пришли к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов рук, а точнее от пальцев.
Рядом исследователей (Е.И.Исенина, М.И.Кольцова и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а также положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Исходя из выше сказанного, воспитателю необходимо рационально использовать двигательные и эмоционально-психологические разгрузки в режиме дня и в ходе непосредственно организованной деятельности (НОД). Известно, что при любом умственном труде основная нагрузка ложится на центральную нервную систему, а нервная система детей в силу их физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью. Продолжительность непрерывного внимания у детей 6-7 лет в среднем 12 минут, но существуют еще индивидуальные различия детей.
Помимо этого, ребенок не может долго сохранять заданную позу, например, в старшем дошкольном возрасте – 3-4 минуты. Именно поэтому в учебном процессе придается большое значение использованию малых форм активного отдыха и психологической разгрузки. Оптимальным, оказалось использование в указанных целях физкульминуток. Длительность физкультминуток составляет 1,5-2 минуты. Пальцевая гимнастика, как правило, проводиться стоя и традиционно движения сопровождаются речью детей. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: происходит стимулирование речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук.
Пальчиковые игры эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию творческой активности. Они отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев реалии окружающего мира, что вызывает у детей неподдельный интерес и эмоциональный настрой, это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей четко и быстро воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание текста. Пальчиковые игры важны для развития творческих способностей детей, освоив одну такую игру-инсценировку, ребенок обязательно будет стараться придумывать новую для других стихов и песенок.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а также пространственные представления.
Таким образом, включение физкультминуток для развития пальцевой моторики в НОД играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Такой подход позволяет:
1.Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
2.Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;
3.Подвести будущих школьников к успешному усвоению навыков письма и логическому мышлению.
Приведем примеры некоторых физкультминуток, используемых для развития пальцевой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Примечание: при выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда дети освоят свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Все движения выполняются в соответствии с ритмом стихотворения.