Развитие пальчиковой моторики у дошкольника с нарушениями речи посредством физминуток

Главная / Статьи / Дошкольники / Развитие пальчиковой моторики у дошкольника с нарушениями речи посредством физминуток

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, также отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые на основе проведенных опытов и обследованиях большого количества детей пришли к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов рук, а точнее от пальцев.

Рядом исследователей (Е.И.Исенина, М.И.Кольцова и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а также положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Исходя из выше сказанного, воспитателю необходимо рационально использовать двигательные и эмоционально-психологические разгрузки в режиме дня и в ходе непосредственно организованной деятельности (НОД). Известно, что при любом умственном труде основная нагрузка ложится на центральную нервную систему, а нервная система детей в силу их физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью. Продолжительность непрерывного внимания у детей 6-7 лет в среднем 12 минут, но существуют еще индивидуальные различия детей.

Помимо этого, ребенок не может долго сохранять заданную позу, например, в старшем дошкольном возрасте – 3-4 минуты. Именно поэтому в учебном процессе придается большое значение использованию малых форм активного отдыха и психологической разгрузки. Оптимальным, оказалось использование в указанных целях физкульминуток. Длительность физкультминуток составляет 1,5-2 минуты. Пальцевая гимнастика, как правило, проводиться стоя и традиционно движения сопровождаются речью детей. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: происходит стимулирование речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук.
Пальчиковые игры эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию творческой активности. Они отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев реалии окружающего мира, что вызывает у детей неподдельный интерес и эмоциональный настрой, это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей четко и быстро воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание текста. Пальчиковые игры важны для развития творческих способностей детей, освоив одну такую игру-инсценировку, ребенок обязательно будет стараться придумывать новую для других стихов и песенок.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а также пространственные представления.
Таким образом, включение физкультминуток для развития пальцевой моторики в НОД играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Такой подход позволяет:

1.Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
2.Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;
3.Подвести будущих школьников к успешному усвоению навыков письма и логическому мышлению.

Приведем примеры некоторых физкультминуток, используемых для развития пальцевой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Примечание: при выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда дети освоят свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Все движения выполняются в соответствии с ритмом стихотворения.

1. «Мой домик»:
Пусть мой домик кос и крив,
Посмотри, как он, красив!
Видишь -  из окошка выглянула кошка!
(сложить ладони, образуя «крышу». Посмотреть на «домик» со всех сторон).
Ветер воет: «У-у-у!
В клочья домик разорву!»
(сильно подуть на «домик»).
Но он крепкий домик мой,
Хоть косой он и кривой!
(сблизить ладони, покачать соединенными ладонями влево-вправо).
Пусть неделю ветер воет –
Домик мой меня укроет!
(поднять «крышу» над головой).

2. «Лодочка»:
Две ладони я прижму
И по речке поплыву.
(ладони соединить лодочкой).
Две ладони, друзья, -
Это лодочка моя.
(выполнять волнообразные движения руками).
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой).
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там.
(выполнять волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок в воде).

3.«Сидит белка на тележке»:
Сидит белка на тележке.
Продает она орешки:
(ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки).
Лисичке-сестричке, воробью,
Синичке, мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочередное сгибание пальцев, начиная с большого).

4. «Ежик»:
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения).
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, затем на правой руке, в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки).

5. «Лягушки»:
Две веселые лягушки
(дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз).
Ни минуты не сидят.
(резко распрямляют пальцы).
Ловко прыгают подружки.
(кладут ладони на стол).
Только брызги вверх летят.
(затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол).

6. «Помиримся»:
Два больших пальца спорят:
Кто главный из них двоих?
(дети сжимают руки в кулаки, сближают их, помещают перед грудью).
Не дадим случиться ссоре
(вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать).
И помирим тут же их.
(сцепляют большие пальцы друг с другом).

7. «Моя семья»:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
(поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого).
Вот и вся моя семья!
(сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно).

8. «Божьи коровки»:
Божьей коровки папа идет.
(всеми пальцами правой руки «шагать» по столу).
Следом за папой мама идет.
(всеми пальцами левой руки «шагать» по столу).
За мамой следом детишки идут.
Вслед на ними самые малышки бредут.
(«шагать» обеими руками вместе).
Красные юбочки носят они,
(пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу).
Юбочки с точками черненькими.
(постучать указательными пальцами по столу).
Папа семью в детский садик ведет,
После занятий домой заберет.
(всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу).

9. «Тучки»:
Мы наши пальчики сплели
(дети стоя сплетают пальцы).
И вытянули ручки.
(вытягивают руки ладонями вниз).
Ну а теперь мы от земли отталкиваем тучки.
(поднимают руки вверх и тянутся как можно выше).

10. «Мячик»:
Друг веселый, мячик мой!
Всюду, всюду ты со мной!
(сделать колечко из большого и указательного пальцев).
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо с тобой играть.
(менять верхний палец в колечке поочередно на средний, безымянный, мизинчик).

11. «Холодно»:
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
(дети сжимают левую руку в кулак).
Видно, им прохладно стало,
(правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают).
Их укроем одеялом.
(затем меняют руки, потом опускают руки и слегка трясут ими).
Упражнение повторяется несколько раз.                                  

Сорокина Т.А., воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №238», г. Пермь
Развитие пальчиковой моторики у дошкольника с нарушениями речи посредством физминуток
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: