Ребенок и гаджеты

Главная / Статьи / Родителям / Ребенок и гаджеты

Многие родители испытывают тревогу по поводу того, что их дети с пеленок растут с гаджетами в руках. Они обеспокоены тем, что экраны притягивают малышей все больше и окружающий мир становится все менее интересным. Чем старше становятся дети, тем меньше контроля остается в руках родителей – и тревога только растет. Однако и совсем без гаджетов сегодня не обойтись. Психолог Карина Рихтере выдвинула несколько гипотез, почему ребенок может стать зависимым от гаджетов.

  1. В реальной жизни ребенка нет ситуации успеха (много критики от взрослых, неуспешность в школе, родители ругают за оценки или домашние задания).

  2. Низкая самооценка ребенка (не верит в свои силы, в себя, в гаджетах нет социальных рисков, допустить ошибку в виртуальной реальности не так страшно).

  3. Способ уйти от проблем (ребенок испытывает боль от какой-либо жизненной ситуации, не может решить проблемы самостоятельно, довериться взрослому, в семье есть постоянные конфликты, ссоры).

  4. Родители не в ресурсе (вручают ребенку планшет, смартфон или включают мультик, чтобы самим отдохнуть, побыть наедине с собой и не слышать капризы ребенка).

  5. Родители не могут выстроить границы с гаджетами (у мамы и папы разные мнения на лимит использования гаджетов или они полагаются на силу воли и самостоятельность ребенка).

Признаки зависимости ребенка от гаджетов:

  1.  Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет читать, рисовать, играть в подвижные или настольные игры, гулять.

  2. Ребенок становится раздраженным, испытывает беспокойство, если приходится целый день провести без гаджета, он не знает, чем себя занять.

  3. У ребенка проявляется агрессия, появляются истерики, когда родители пытаются ограничить или забрать у него гаджет (это начало проявлений нарушения эмоционально-волевой сферы).

  4. Ребенок теряет чувство времени и меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия.

  5.  Ребенок скрывает, что он играет. Например, встает ночью, чтобы побыть в сети, а днем в школе чувствует себя сонным, уставшим.

  6. У ребенка падает школьная успеваемость, он не стремится общаться с друзьями, проводить время с семьей.

Психологи выделяют три вида зависимости:

  1.  Игровая – болезненная тяга к компьютерным играм.

  2. Сетевая – зависимость от социальных сетей. Именно соцсети привлекают детей с заниженной самооценкой.

  3. Серфинговая – самая сложная зависимость. Дети просматривают различные ролики, и познавательные, и развлекательные, ищут и читают информацию, но не применяют ее в жизни. Складывается впечатление, что дети занимаются полезными делами и развиваются, но на самом деле это не так, потому что ничего не может заменить личного опыта.

Гаджеты влияют на многие сферы развития ребенка.

Влияние на здоровье. Электромагнитное излучение современных гаджетов негативно сказывается на незрелой нервной системе у детей. Также наблюдаются проблемы с координацией движений и развитием мелкой моторики (дети недополучают необходимых сенсорных ощущений, таких, например, как при игре с мозаикой или конструктором). Зрение: всматривание в небольшие объекты на экране может привести к развитию близорукости. Вредно увлечение гаджетами и для позвоночника.

Влияние на детско-родительские отношения. Нарушаются особые эмоциональные отношения, которые формируются между детьми и родителями в раннем возрасте. В 2-7 лет дети осваивают ролевые игры, в них они копируют действия взрослых, перенимают систему человеческих взаимоотношений.

Влияние на речь. Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и, соответственно, пагубно влияет на коммуникативные навыки. Первые три года жизни ребенка очень важны для развития связной речи (пение песенок с родителями, заучивание стишков, задавание вопросов, проговаривание происходящего вокруг).

Влияние на обучение чтению и восприятие информации. Дети, использующие гаджеты с раннего возраста, испытывают трудности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста, в связывании слов в предложении, в понимании смысла рассказа. А частые игры на экране вызывают неправильную работу глазных мышц, глаза привыкают следить за яркими перемещающимися объектами и фокусировать взгляд на том, что не движется, становится трудно (проблемы с прослеживание строки и возвратом на новую строчку).

Влияние на психику ребенка. В детстве закладываются основы психики ребенка. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, его слух и зрение перенасыщается, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит. Воображение также недостаточно развивается, так как перед ребенком уже представлен готовый результат. Влияют гаджеты и на эмоции. Используя гаджеты, ребенок без усилий получает положительные эмоции и удовольствие, чего нет в реальной жизни, снижается ответственность за совершенные поступки, не выражено желание прилагать усилия для достижения результата. При столкновении с проблемами такие дети склонны к истерикам, стрессам, депрессии.

Влияние на социализацию ребенка. Для формирования коммуникативных навыков ребенку необходимо взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желание совершенствовать эти умения. Часто подростки заменяю соцсетями живое общение, выпадая из реальной жизни, кроме того, в интернете можно жить двойной жизнью (это негативно сказывается на формирование личности, идентичности, понимание себя).

Рекомендации педиатров, неврологов, психологов по продолжительности проведения времени за гаджетами (учитывая интервалы по 20 и 40 минут в зависимости от возраста):

  1. Детям до 2 лет не стоит давать гаджеты совсем.

  2. Детям 3-4 лет – до 30-40 минут в день.

  3.  Детям 5-6 лет – до 1 часа в день.

  4.  Детям 7-9 лет – 1,5 часа в день.

  5. Детям 10-13 лет – 2 часа в день.

  6. Детям 14-16 лет допустимо до 3 часов в день.

Как же преодолеть зависимость ребенка от гаджетов? Нельзя просто забрать у ребенка гаджет, тем более, если он уже школьник. Нужен терпеливый подход. Самое главное правило для родителей – нужно быть строгими и не отклонятся от выбранной стратегии.

  1. Больше общайтесь с ребенком, узнавая его учебные дела, определите его интересы, спрашивайте о его чувствах и переживаниях.

  2. Скажите честно ребенку, что существует жизнь без компьютера или смартфона.

  3. Объясните, что гаджеты имеют пользу – мир интернета открывает возможности для развития, а не только для развлечений.

  4. Гаджет не должен быть средством успокоения.

  5. Занятость ребенка: его день должен быть расписан (прогулки, время для выполнения домашнего задания, строго оговоренное время проведения за гаджетами).

  6. Самое главное – личный пример. Дети всегда копируют родителей. Полезно ввести в жизнь семьи ритуалы и традиции (настольные игры, путешествия, совместные прогулки, изготовление поделок, кулинарные находки и пр.).


Список литературы:

1. Дети и гаджеты: 6 вопросов о зависимости и безопасности, которые волнуют всех родителей - Дети Mail.ru (дата обращения: 17.09.2021).

2. Рекомендации психолога родителям по предупреждению зависимости от гаджетов. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru). (дата обращения: 17.09.2021).

3.  рекомендации для родителей Влияние гаджетов на психологическое здоровье детей | Материал: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru). (дата обращения: 17.09.2021).

4.Пять шагов, как отучить ребенка от гаджетов: рекомендации психолога - РИА Томск (riatomsk.ru). (дата обращения: 17.09.2021).

5.Дети и гаджеты (b17.ru). (дата обращения: 17.09.2021).


Пешкина Оксана Николаевна,

педагог-психолог, кризисный психолог ГБУПК «ЦППМСП»

Ребенок и гаджеты
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: