ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Оценкой этого компонента, как правило, занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:
физическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
комплексная оценка состояния здоровья - распределение детей по пяти "группам здоровья" (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ
Данный вид готовности подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает занимать новую общественную роль «Я– ученик».
Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком "Кризиса 7-ми лет".
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИС 7 ЛЕТ?
много негативизма;
упрямства;
строптивости;
своеволия;
ревности;
грубости по отношению к взрослым;
стали тихими и спокойными
КАК ПОМОЧЬ ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС 7 ЛЕТ?
не спешите ругать (указывать на ошибки или неудачи);
постарайтесь спокойно выясните причину;
помогите ребенку отдохнуть от неудачи (поиграйте, погуляйте)
приласкайте;
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.
В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие:
уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти),
уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки),
уровень развития связной речи,
эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, и т.п.).
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА:
нормы и правила школьной жизни идут вразрез с желаниями ребенка, необходимо к ним адаптироваться;
наряду с радостью и удивлением от происходящего в школе могут испытывать тревогу, напряжение, растерянность;
формируется самооценка личности;
понимает, что его поступки оценивают окружающими;
дети возбудимы, могут отвлекаться;
особую роль в жизни ребенка играет учитель;
период адаптации у всех разный ( от 1 месяца до года)
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА:
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка, на начальном этапе овладения учебными навыками .
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Новикова Людмила Васильевна, Ткаченко Юлия Николаевна,
педагоги-психологи Кунгурского филиала ГБУПК «ЦППМСП».