Дети ведут себя хорошо, если могут

Главная / Статьи / Родителям / Дети ведут себя хорошо, если могут

Росс В. Грин «Взрывной ребенок. Новый подход к пониманию и воспитанию легкораздражимых, хронически несговорчивых детей»
Книга адресована родителям  детей, имеющим проблемы адаптации и часто демонстрирующим  неприемлемое поведение, с которым сложно совладать окружающим.

Житейских наименований для таких детей множество: «сложные», «ведущие себя вызывающе», «упрямые», «манипулирующие», «эгоистичные», «делающие назло», «своенравные», «неуступчивые», «немотивированные». Объединяет их ряд отличительных свойств, к которым в первую очередь относятся крайняя неадаптивность и практически полное отсутствие самоконтроля в ситуации эмоционального стресса. Даже простые изменения обстановки и просьбы окружающих способны вызывать у них острую напряженную реакцию, физическую и словесную агрессию, они могут замкнуться в себе и начать  избегать общения с окружающими из-за проблем с гибкостью и эмоциональным самоконтролем. У них может быть множество достоинств, но отсутствие адаптивности и навыков эмоционального самоконтроля затмевает их положительные качества. Таким детям невероятно трудно здраво мыслить в ситуации эмоционального стресса. Сторонние наблюдатели, как правило, отпускают комментарии в адрес родителей о том, что подобное поведение является следствием неправильного воспитания. Традиционными объяснениями вспыльчивости и непослушания детей, считаются такие: «он делает это, чтобы обратить на себя внимание», «он просто хочет добиться своего» или «когда ему надо, он может вести себя прекрасно».

Эффективные стратегии коррекции естественным образом вытекают из понимания причин своеобразного поведения ребенка. В некоторых случаях понимание мотивов такого поведения само по себе ведет к улучшению отношений между детьми и взрослыми, даже без применения специальных стратегий.

Для родителей нет ничего удивительнее и занятнее, чем наблюдать, как их ребенок осваивает новые навыки и с каждым месяцем, и годом самостоятельно справляется с все более сложными проблемами. Не менее удивительна неравномерность, с которой развиваются различные навыки у разных детей. Некоторым легко дается чтение, но возникают проблемы с математикой. Есть дети, преуспевающие во всех видах спорта, а другим любые спортивные достижения даются с заметным усилием. В некоторых случаях отставание объясняется отсутствием практики. Но нередко сложности в освоении определенного навыка возникают, несмотря на желание самого ребенка добиться положительного результата, даже после соответствующих объяснений и тренировок.

Дело не в том, что дети не хотят овладеть конкретным навыком, они просто не овладевают им с ожидаемой скоростью. Если навыки ребенка в какой-то области сильно отстают от ожидаемого уровня развития, мы стараемся ему помочь. Одни дети поздно начинают читать, другие никогда не добиваются выдающихся спортивных результатов.

А есть дети, которые отстают в сфере адаптивности и самоконтроля. Овладение этими навыками крайне важно для общего развития ребенка, поскольку гармоничное существование немыслимо без способности разрешать возникающие проблемы и улаживать разногласия с окружающими, а также контролировать себя в ситуации эмоционального стресса. На самом деле трудно представить себе ситуацию, которая не требовала бы от ребенка гибкости, адаптивности и самоконтроля.  Важно понять, что подобные дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно так же, как дети не выбирают сознательно сниженную способность к чтению: такие дети просто отстают от нормы в развитии навыков адаптивности и самоконтроля. Есть огромная разница между взглядом на вспыльчивое поведение как на результат отставания в развитии и обвинением ребенка в намеренном, сознательном и целенаправленном плохом поведении. А объяснение причин поведения ребенка, в свою очередь, неразрывно связано с методами, которыми вы пытаетесь изменить это поведение. Другими словами, ваша стратегия воспитания определяется избранным вами объяснением. Если вы считаете поведение ребенка намеренным, сознательным и целенаправленным, то такие ярлыки, как («упрямец», «спорщик», «маленький диктатор», «вымогатель», «жаждущий внимания», «вздорный», «любитель покомандовать», «скандалист», «сорвавшийся с цепи» и т.п.), будут казаться вам вполне резонными, а применение популярных стратегий, принуждающих к послушанию и втолковывающих ребенку, «кто в доме главный», станет приемлемым способом решения проблемы.

Другими словами, если бы ваш ребенок мог вести себя хорошо, он вел бы себя хорошо. Если бы он мог воспринимать налагаемые взрослыми ограничения и требования окружающих спокойно, он бы так и делал. Вы уже знаете, почему он этого не может: из-за задержки развития в области адаптивности и самоконтроля.

Взрыв (вспышка раздражения), как и любые другие формы неадаптивного поведения, возникает, когда предъявляемые к человеку требования превышают его способность адекватно на них отвечать.

По мнению автора,  видов  внутренних стабилизаторов, т.е. определенных ментальных навыков, отсутствие которых приводит ребенка к взрывной вспышке, не так уж  и много,  это:
•    навыки сознательного самоуправления,
•    речевые навыки,
•    навыки контроля эмоций,
•    навыки интеллектуальной гибкости
•    социальные навыки.
И вот, что интересно: первое, раз это навыки, то их  можно и нужно развивать, второе, в списке отсутствуют понятия: «недостаточно строгие родители» и «недостатки воспитания». Если вам понятно, каких именно навыков не хватает вашему ребенку, вы не станете объяснять его поведение как немотивированное, эгоистичное или продиктованное желанием манипулировать, вы знаете, чему его нужно учить.

Выводы:
1. Адаптивность и самоконтроль – это важные развиваемые навыки, которые у некоторых детей не развиты на уровне, соответствующем их возрасту. Задержка в развитии этих навыков ведет к различным отклонениям в поведении: внезапным проявлениям вспыльчивости, истерикам, физической и словесной агрессии, которые часто становятся реакцией на самое невинное стечение обстоятельств и оказывают травмирующее, негативное влияние на взаимоотношения таких детей с родителями, учителями, братьями, сестрами и ровесниками.
2. Стратегия помощи ребенку зависит от того, как и какими словами,  вы объясняете его неадаптивное поведение.
3. Определив, какие стабилизаторы слабо сформированы у ребенка, вы понимаете, чему его нужно учить.

В продолжении речь пойдет  о развитии необходимых навыков…
Или же Вы прочтете сами книгу Росса В. Грина «Взрывной ребенок. Новый подход к пониманию и воспитанию легкораздражимых, хронически несговорчивых детей».

Дети ведут себя хорошо, если могут
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
обратная связь
Мы в соцсетях: