Что делать, если дети играют в жестокие игры?

Главная / Статьи / Родителям / Что делать, если дети играют в жестокие игры?

Что делать, если дети играют в жестокие игры?

Если вы заметили, как дети играют в жестокие игры, во время или в результате каких игроков бьют или обижают, точно не будут работать жесткие запреты («Не играйте в эту игру!»), обесценивание («да что вы делаете?», «Это глупая игра и глупый фильм, в котором это показывали»), игнорирование («если будешь играть в это, я с тобой не буду разговаривать»).
Как следствие, ребенок будет делать все то же (будет играть в жестокие игры или смотреть жестокие фильмы), но тайно. К тому же с желанием отомстить взрослым за запрет.
Последствия могут быть еще хуже. Ведь ребенок будет получать от этого удовольствие. Тогда адреналино-дофаминовый «коктейль» может вызвать дополнительный всплеск агрессии.

Недавно в течение нескольких дней в 90 странах одновременно стал популярным сериал «Игра в кальмара». Сериал рассказывает о группе людей, которым нужны деньги и которые соглашаются играть в детские игры. Однако тех, кто проигрывают, убивают.
Несмотря на то, что фильм можно смотреть с 18 лет, дети подхватили подобную игру. 5 октября директор школы в Бельгии написала пост в Facebook о том, что дети играют в «Игру в кальмара» в школе и бьют друг друга.

 Что делать в подобных случаях?:
1. Надо выяснить и определить, действительно опасная игра и что именно опасно в игре, в которую играют дети. Возможно, это просто игра, которую они заимствовали из фильма, но без опасных последствий.
Взрослые часто вводят бессодержательные запреты, потому что не знают, что делать. Первым делом надо спокойно спросить детей: «что это?», «Во что вы играете?», «Какие правила?». Ведь игры из фильма «Игра в кальмара» — это известные детские игры. Например, в первой игре «Тише едешь – дальше будешь» ничего ужасного нет. Другое дело – как последствия игры интерпретируют в фильме: проигравших убивают. Если дети играют и в них есть потребность в результате бить друг друга – именно это плохо».
2. Если детская игра действительно оказалась жестокой, можно применить правило «все, что мы не можем запретить, можно возглавить». Так, надо дать возможность развиваться играм в том направлении, в котором мы хотели бы.
Тогда взрослые могут контролировать то, что происходит: ввести свои правила, ограничения, отношении к тем, кто проиграли и выиграли.
Это могут делать учителя в школе. К тому же они могут добавлять «наказания» и награды, касающиеся обучения. Например, проигравший будет писать лишнюю самостоятельную работу. То есть взрослые должны предложить детям что-то взамен. Так дети будут реализовывать свой азарт.
Самое страшное для взрослых - потерять контроль. Когда они теряют его, становится страшно и появляется желание запрещать. Запрещать не стоит и невозможно. Тогда игра просто перейдет в «подполье» [2].
3. Если взрослые заметили проявления жестокости, это надо сразу остановить и обсудить. Например, фильм – это фильм, это искусство. Реальность – другая, мы не хотим, чтобы кто-то умер, а то, во что вы играете, – опасно.
4. Надо определить правила безопасности.
5. Можно предложить альтернативные игры. Например, показать, во что играли вы, когда были детьми.
Зато можно поиграть в «Выбивало». В такой игре ребенок будет реализовывать свою агрессию, в то же время — это достаточно безопасная игра без последствий. В целом игры с мячом очень хорошо «играют» агрессию. Мяч — это субъект, который не портится от агрессии, а, наоборот, улучшает свои качества: летит, прыгает. Также подходят настольный теннис и баскетбол.
Поэтому, если учитель замечает за детьми жестокие игры, он может поделиться ситуацией с учителем физкультуры и предложить поиграть в другие игры с ними. Учителя физкультуры могут предложить игы, во время которых можно выплеснуть агрессию: они позволяют перепрыгивать через кого-то, играть в мяч. Есть возможность потолкаться в безопасном формате под присмотром взрослого.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЖЕСТОКИЕ ФИЛЬМЫ МОМЕНТАЛЬНО СТАНОВЯТСЯ ПОПУЛЯРНЫМИ
Невозможно уберечь детей от контента, который моментально становится популярным и о котором говорят все. Так или иначе они захотят «коснуться» его, иначе будут чувствовать себя белыми воронами.
Это – о сотрудничестве - возможность договариваться с детьми. Дети с огромным удовольствием смотрят фильмы вместе со своими родителями. Однако, к сожалению, они им очень редко предлагают делать это вместе. И поэтому они находят, с кем их смотреть.
Зато, если вы смотрите фильм или сериал вместе, есть возможность обсудить, что это, почему так случилось, действия героев и их чувства, мотивы, морально-этические моменты, почему люди это делают, какие цели.
Допустим, главный герой в «Игре в кальмара» должен помочь маме, тогда можно поговорить с ребенком о том, что было бы, если бы его все-таки убили, как чувствовала бы себя мама. А многие люди проиграли - и у них также остались матери. Такое кино – это повод обсуждать такие вещи с детьми, а не противостоять, допустим, не смотри это.
Конечно, вопрос к тем, кто выставляют такие фильмы в свободный доступ, ведь так они становятся доступны детям. Впрочем, в современном мире сложно выстроить жесткие ограничения [3].
То есть, если вы видите, что фильм или любой другой творческий продукт нашумел в мире, он жесток или другие спорные вопросы, надо понимать, что детей точно будет тянуть его пересмотреть. Поэтому лучше опередить последствия: посмотреть этот фильм, игру, видео или другой продукт вместе с ребенком.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЖЕСТОКОСТЬ И О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ
От жестокой игры будут отказываться дети, если они менее азартны или их это пугает. Но нельзя проводить прямую корреляцию между тем, что дети будут соглашаться на жестокие игры, и что у них происходит дома. Тем не менее, дети, у которых дома преобладают жестокие и насильственные методы воспитания, быстрее включаются в такие игры, не смотрят на мнение взрослых и авторитет.
К тому же у детей из семей, где их бьют и где есть буллинг, больше шансов стать и жертвой, и агрессором. Так, игры накладываются на семейную ситуацию, в которой уже есть насилие.
Здесь важен психотип человека и его склонность играть в более жестокие игры. Конечно, это может превратить человека в насильника, а может и не превратить. Возможно, она «отыграет» эту свою потребность быть жестокой.
Зато многое зависит от дальнейших шагов. Куда это приведет? Если это маленький ребенок и мы одобряем насилие, например, избивая его в ответ, то это может превратиться в травму. Если мы «гасим» насилие, пытаясь предложить нормальные методы отыгрывания агрессии, то ничего страшного, скорее всего, не будет – просто это надо держать под контролем.
Иногда склонность к жестокости выливается в серьезные последствия. Например, в агрессию, направленную на себя, в рискованные действия, вроде руфинга (когда дети прыгают по крышам) и зацепинга (ходят по крышам поездов) или в селфи-харм (режут себе кожу, оставляя шрамы), который ныне очень популярен среди девушек [3].
Взрослые должны отслеживать эти действия. В таком случае можно посоветовать вести ребенка к психологу и разбираться. Ведь причины поведения могут быть очень разные. Например, депрессия.

 Список литературы
1. Волкова Е.Н., Гришина А.В., Пакина Т.А. Исследование влияния компьютерных игр на интеллектуальное и личностное развития детей младшего школьного возраста // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2018. - № 1-1. - С. 290-299.
2. Захарова Е.А. Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста // Вестник Науки и Творчества. - 2016. - № 10 (10). - С. 78-83.
3. Старченко Н.С. Влияние компьютерных игр на коммуникативную сферу игроков - детей подросткового возраста: опыт анализа отечественных исследований // В сборнике: внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 275-279.

Щекин Александр Сергеевич,

Руководитель Верещагинского филиала ГБУПК «ЦППМСП»,

Киберконсультант Верещагинского городского округа



Что делать, если дети играют в жестокие игры?
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: