Критерии оценки деятельности педагога С(К)ОУ

Главная / Статьи / Специалистам / Критерии оценки деятельности педагога С(К)ОУ

Новые социально-экономические условия в современном общественном развитии обусловили изменения, происходящие в системе специального образования. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, усложнение функций специального (коррекционного) образовательного учреждения (С(К)ОУ) в новых социально-экономических отношениях повлекли за собой значительные преобразования организации педагогического процесса. Наибольшую актуальность представляют в этом свете вопросы оценки качества деятельности педагога С(К)ОУ, так как общепринятые в образовании критерии не в полной мере подходят для педагогов этой категории в связи с особенностями контингента воспитанников и учащихся.

На современном этапе педагогические работники специальных (коррекционных учреждений) основные усилия направляют на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что, конечно, не может не затронуть качественный показатель деятельности педагогов.

Оценить деятельность учителя коррекционной школы по традиционным показателям (победы в олимпиадах, участие в грантах, высокие результаты ЕМТ и ЕГЭ и др.) затруднительно, на что же возможно опереться в данном случае? Вероятно, лучшим показателем оценки деятельности педагога будет анализ его уроков: ведущей формы прямого, обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ. Урок в этом контексте рассматривался многими учеными (В.В.Воронкова, В.В.Коркунов, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова и др.) с точки зрения требований к нему: построение на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов специальной педагогики и психологии; реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических; обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом состоянии учащихся, их интересов, наклонностей, потребностей; установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися; активизация развития всех сфер личности учащихся; логичность и эмоциональность всех этапов урока; эффективное использование новейших педагогических технологий; формирование знаний, умений и навыков; обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока; формирования умений учиться, заботясь о своем здоровье; тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учетом структуры дефекта воспитанников; создание условий для  повышения адаптивных возможностей детей с ОВЗ.

Анализ урока – сложный процесс, так как многогранность изучаемого явления представляет собой специфических объект изучения анализирующего субъекта. Анализ позволяет повысить качество образовательного процесса, а в итоге осуществить успешную социализацию выпускника, так как обучение ради самого процесса не есть цель коррекционной педагогики.

Анализ урока в С(К)ОУ можно осуществить по следующей схеме:
I.    Цель: изучить практику  управления процессом развития мыслительной деятельности учащихся на уроке и выявить условия ее совершенствования.
1.    Какие формы организации мыслительной деятельности учащихся использует на уроке учитель? Способствуют ли они достижению цели урока и развитию мышления каждого школьника?
2.    Учит ли педагог детей сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого используются методы? Как отбирает содержание? Каковы результаты этой работы?
3.    К каким средствам активизации внимания и развития мышления учащихся чаще всего обращается учитель?
4.    На какой характер деятельности рассчитаны задания для учащихся?
5.    Как развивается речь учащихся? Видны ли результаты этой работы? В чем они проявлялись на уроке?
6.    Место и роль игровых приемов при включении учащихся в различные виды мыслительной деятельности.
7.    Темп обучения на уроке и его влияние на развитие индивидуальных особенностей учащихся.
8.    Контроль и коррекция учителем уровня знаний учащихся в процессе организации на уроке их мыслительной деятельности.
II.    Цель: учет психологических особенностей учащихся для развития на уроке познавательной активности школьников.
1.    Какие формы и методы использует учитель для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников? Как это влияет на результаты учебно-познавательной деятельности?
2.    К каким средствам активизации внимания и развития мышления прибегает учитель? Эффективность их использования в коррекции указанных психических процессов.
3.    Каков характер общения учителя с учащимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мотивы учения. Особые примеры, к которым прибегает учитель при общении с учащимися разного возраста и уровня развития?
4.    Новизна подходов учителя к организации индивидуальной работы с учащимися. За счет каких приемов удается реализовать ее на уроках в разных классах? Как они влияют на развитие познавательной активности учащихся?
5.    Как учитель развивает речь учащихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом? Есть ли продвижение в развитии различных видов речи учащихся (письменной, устной, монологической, диалогической и др.).
III.    Цель: выявить пути повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
1.    Что нового появилось в практике работы учителя? Как это отражается на результативности его уроков?
2.    Приоритеты в целевой ориентации обучения на уроке. Роль учащихся в целеполагании и целеосуществлении, уровень их активности  и в том, и в другом. Как это отражается на качестве знаний учащихся и их развитии?
3.    Удается ли учителю и как именно гуманизировать процесс обучения? Какие успехи у него имеются в этом?
4.    Новые подходы учителя к отбору содержания, формы и методы обучения в целях гуманизации этого процесса и повышения его воспитательной результативности. С помощью каких приемов они реализуются на уроке? Каковы результаты?
5.    Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса. Какие методы и приемы использует учитель с целью коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с особыми образовательными потребностями? Как это отражается на качестве знаний и умений учащихся и их развитии?
IV.    Цель:  проверить, как учитель организует самостоятельную работу.
1.    Определить место самостоятельной работы на уроке, правильность и четкость постановки цели.
2.    Изучить, какие виды самостоятельных работ практикует учитель, какова методика их проведения.
3.    Обратить внимание, носят ли самостоятельные работы обобщающий характер, способствуют ли формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков.
4.    Установить, в какой мере осуществляется дифференциация самостоятельных работ.
5.    Определить качество выполнения самостоятельных работ, характер затруднений учащихся, типичные недостатки.
V.    Цель: выявить и оценить пути формирования умений у школьников осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельности (УПД).
1. Обучал ли учитель учащихся умению планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность:
а) умение последовательно излагать знания (по плану в учебнике, по плану учителя, по собственному плану);
б) умение выделять главное в излагаемом материале.
2. Обучал ли учитель специальным приемам самоконтроля:
а) сличение промежуточного и конечного результатов с целью;
б) обучение специальным приемам самоконтроля (решение задачи несколькими способами, прикидка результат и др.);
в) умение увидеть ошибку в работе товарища в процессе взаимопроверки;
г) самооценка качества выполнения работы.
3. Обучал ли учитель работать учащихся в определенном темпе:
а) обучение рациональным приемам деятельности;
б)самоорганизация в учебной деятельности;
в)концентрация внимания.
4. Оценить, как обучение общеучебным умениям сказалось на результатах деятельности учащихся (их активности, внимательности и т.д.).
VI. Цель: изучить работу учителя по организации процесса обучения.
1.    Выявить и оценить средства, которые использовал учитель для организации действий учащихся по принятию дидактической цели урока и задач его этапов.
2.    Какие средства активизации применял учитель при подготовке учащихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала. Оценить.
3.    Выделял ли учитель базисное содержание, подлежащее обязательному усвоению.
4.    Какие средства активизации использовал учитель для включения каждого ученика в овладение базисными знаниями.
5.    Адаптировал ли учитель к интересам и возможностям ученика учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации УПД.
6.    Оценить соответствие выбора средств активизации триединой дидактической цели и задачам урока.
7.    Оценить результаты обучения.
В ходе анализа вы можете задать учителю уточняющие вопросы. Например:
1. Объясните, почему именно такие средства активизации Вы использовали на … этапе урока?
2. Какие затруднения испытывали в реализации целей м задач обучения школьников?

В целях понимания, какая стратегия вырабатывается в классе по формированию учебно-познавательной деятельности, можно провести анкетирование учащихся.
Предлагаемые нами критерии оценки работы учителя С(К)ОУ не претендуют на универсальность. Это лишь один из шагов в направлении новейшей системы оценивания труда работников бюджетной сферы.

Аюпова Е.Е.,  к.п.н., ведущий научный сотрудник Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр развития образования Пермского края», г. Пермь.
Критерии оценки деятельности педагога С(К)ОУ
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: