Общая артикуляционная гимнастика

Главная / Статьи / Ранний возраст / Общая артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.

Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись. Лучше всего заниматься ежедневно 1 раз в день по 10–15 минут, не раньше, чем через 1 час после последнего приема пищи. Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.
В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому по - чаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение. Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко. Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение. Похвалите за старание и вселите надежду на успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно. Количество повторений артикуляционных упражнений варьируется в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.

1. «Заборчик» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать под счет до 5.
2. «Трубочка» - губы вытянуть вперед, как при звуке [у], зубы вместе. Удерживать под счет до 5.
3. «Заборчик» - «Трубочка» - чередовать упражнения.
4. «Блинчик» - рот приоткрыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать под счет до 5.
5. «Качели» - рот открыть, языком тянуться к носу («Раз!»), затем к подбородку («Два!»). Выполнить упражнение четыре раза.
6. «Лошадка» - поцокать язычком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язычок. Выполнить упражнение шесть раз.
7. «Иголочка» - открыть рот и выдвинуть далеко вперед узкий язык. Удерживать под счет до 5. Выполнить упражнение три раза.
8. «Грибок» - улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу. (Язык — это тонкая «шляпка гриба», а растянутая подъязычная связка – его «ножка»). Удерживать под счет до 5.
9. «Гармошка» - улыбнуться и приоткрыть рот, язык присосать к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая язык от нёба, открывать и закрывать, растягивая подъязычную связку, причем надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
10. «Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов. Удерживать под счет до 5.

учитель-логопед Углева Т.П
ГБУПК «ЦППМСП», Верещагинский филиал
Общая артикуляционная гимнастика
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: