Тревожность у детей

Главная / Статьи / Младшие школьники / Тревожность у детей

Некоторые признаки повышенной тревожности у детей.
Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и др. Порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Бывает, что родители настолько привязывают ребенка к себе, что без них он теряется и даже, если хочет справиться с каким-либо простым заданием, он не может, ему болезненно нужна поддержка или одобрение.

Иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Порой родители дают ребенку множество тревожных посылов, сами не задумываясь об этом: «Ты плохой!», «У тебя не получится», «У тебя всегда неправильно».

Типы тревожных детей.
Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.

Таким детям необходимо давать выговориться. Родителям не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо заниматься, учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны воспитателя, учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить воспитателя, учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом индивидуально.

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включеннсти в процесс. Ведут себя так, как будто от всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Общие рекомендации.
1. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
2. Чаще обнимайте ребенка. Прикосновения помогут обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит от страха насмешки, предательства.
3. Чаще играйте и гуляйте с ребенком. Общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивает чувство гордости и достоинства.
4. По возможности контролируйте свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Обучайте только необходимым мерам безопасности. Не представляйте ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.
5. Не сравнивайте ребенка с окружающими детьми («А вот Маша хорошо все сделала»).
6. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
7. Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать.
8. Используйте наказания в крайних случаях. Наказывая, не унижайте ребенка.
9. Будьте единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях.
10. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
11. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Не превращайте жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш.
12. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенку с трудом дается, что-либо, лучше помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
13. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Тревожность у детей
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: