Главная / Статьи / Младшие школьники / Гиперактивный ребёнок
Гиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребёнка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя. Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных.
Поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, импульсивностью, высокой эмоциональностью, суетливостью. Такой ребёнок неуправляем, не реагирует на запреты и ограничения взрослых, в любых ситуациях ведет себя одинаково активно: крутится, бегает, шумит (дома, в магазине, детском саду, на улице). Быстро и много говорит, перебивает взрослых, задает много вопросов, но редко выслушивает ответы. Ему трудно сосредоточить внимание на чем-то одном, он, как правило, не доводит дело или игру до конца. Часто провоцирует конфликты между детьми, не контролирует свою агрессию – толкается, дерется и т.п.
Возможные причины возникновения и развития гиперактивности:
• наследственность;
• патология беременности и родов;
• травма головного мозга;
• инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни.
Закреплять и усиливать проявления гиперактивности могут неблагоприятные социальные и психологические факторы, особенно семейные:
• недостаток персонального внимания в родительской семье;
• частые конфликты в семье;
• использование физических наказаний и т. п.
ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
• Двигательная расторможенность. Ребенок постоянно двигается, предпочитает бегать, не может усидеть на месте, вскакивает, делает множество различных движений: теребит вещи, перекладывает их с места на место, отвлекается сам и отвлекает детей. Он находится в постоянном тонусе, может внезапно и резко устать, посидеть несколько минут, а потом снова продолжить свою суетливую активность.
• Неустойчивость внимания. Внимание быстро рассеивается или переключается с одного внешнего раздражителя на другой. Такого ребенка бывает трудно успокоить, утихомирить, переключить с одной деятельности на другую, он сам быстро переключается – и часто совсем не на то, на что намерены переключить его взрослые.
• Эмоции такого ребенка часто сильны и ярки, речь громкая.
• Такие дети обычно моторно неловки, и у них все ломается, падает из рук. Они могут нечаянно наскочить на кого-то, ненамеренно толкнуть, пораниться.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ
• У ребенка нет цели доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Просто он плохо управляет собственным поведением и эмоциями. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над процессами торможения.
• Необходимо оберегать ребенка от переутомления, от избыточного количества впечатлений (не посещать многолюдные места, ограничивать просмотр телевизора и т.п.)
• Бесполезно сдерживать естественную потребность ребенка поиграть, побегать, пошуметь. Не запрещайте активные действия в категоричной форме, не кричите на ребенка – от громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его неуемную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что-нибудь принесет, поможет вам помыть посуду, полить цветы.
• Чтобы успокоить ребенка, возьмите его за руку, погладьте по голове, обнимите. Хвалите его за каждое проявление сдержанности, в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало извинился, если он «плохо» себя вел.
• Основная задача в воспитании такого ребенка – не научить его сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны любые игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление.
• Для таких детей очень полезны активные движения на свежем воздухе, занятия с водой, песком и любым мелким материалом. Управляя своей мелкой моторикой, ребенок учится управлять собой.
• Для ребенка важен режим, но стоит с пониманием относится к тому факту, что ему будет иногда трудно переключить свою активность, поэтому режимные моменты должны существовать, но не должны быть очень жесткими
• Воздерживайтесь от осуждающих и критических замечаний в адрес такого ребенка, поскольку это почти усилит гиперактивные симптомы. Ребенок не виноват в том, что он такой, поэтому ругать и наказывать его бесполезно.
• К подростковому возрасту признаки гиперактивности у многих детей проходят, но ребенку еще предстоит обучение в школе, где подобное поведение будет сильно мешать ему самому и процессу обучения других детей. Поэтому стоит по возможности заранее подобрать для ребенка школу, где количество детей в классе не превышает 12-14 человек.
• Важно помнить, что саморегуляция – это то, что будет даваться вашему ребенку с особым трудом. Но ей будет трудно научиться, если она будет замещена вашей регуляцией. Поэтому неполезно контролировать или одергивать ребенка, стоит это делать только в тех случаях, когда он точно сделает это сам.
• Ребенку важно самореализоваться. При всей кажущейся непосредственности его действий он хочет быть полезным, хорошим, любимым. Ему важно давать какие-то мелкие задания и поручения и благодарить за них, даже если они не выполнены идеально.
• Следует избегать крайностей в воспитании – проявления чрезмерной мягкости и вседозволенности и излишней строгости, и неоправданных наказаний. Четко объясните правила поведения в различных ситуациях и последовательно требуйте их выполнения.
• Воспитывать гиперактивного ребенка – огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребенку в его деятельности и развитии.