Пятый класс для ребенка – очередная ступень его жизни, этап взросления. Поэтому важно, как же Ваш ребенок сможет адаптироваться к новым условиям. Благополучное протекание процесса адаптации способствует успешности в обучении, освоении учебного материала, установлению чувства комфорта, находясь в школе, а также поможет эффективно реализовать себя в образовательной среде и в обществе. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит.
Условия, усложняющие процесс адаптации:
- Поменялся учитель: в начальной школе все предметы ведет один учитель, за исключением физкультуры и иностранного языка. В такой ситуации ребенок чувствует себя в безопасности – процесс обучения для него предсказуем. Дети изучили своего учителя, учитель изучил детей. В данной ситуации проще построиться друг под друга, установить границы, правила, чтобы обучение было комфортным. В этой ситуации много зависит от классного руководителя, расположив к себе детей, он также сможет создать условия для комфортного обучения. Дети должны понимать, что по определенным учебным проблемам они могут обратиться к классному руководителю за помощью. Также, желательно, чтобы классный руководитель мог уделять нужное внимание детям, так как они могут испытывать чувства одиночества из-за отсутствия первой учительницы. Родителям необходимо рассказать о новом учителе. Например, если и родители также учились в этой же школе, то они смогут рассказать своему ребенку об учителе, какой он, лучше быть честным, но уклон всё-таки делать на хорошие качества. Учитель строгий, но интересно преподносит информацию и другое.
- Разные учителя: теперь у детей будет не один учитель, а много. «Школа – это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному» - возмущение будущего пятиклассника. Учителя разные, каждый имеет свои особенности – характер, требования, привычки, особенный стиль преподавания, своеобразный темп речи. Обычно учителя хотят, что дети к ним приспособились, тем самым усложняя школьникам процесс приспособления к ним самим. Если ребенок называет вам, родителям, эту проблему, следует вместе с ребенком найти в данной проблеме что-то позитивное. Например, это хорошая возможность учиться взрослой жизни, где он встретить много разных людей, где подобная «многотребовательность» - норма. Также это поможет ребенку стать более гибким в общении.
- Разные кабинеты: для многих детей это поначалу дополнительный источник стрессов: нужно успеть с урока всё собрать, не забыть в каком кабинете следующий урок, успеть за перемену найти нужный кабинет, успеть подготовиться к уроку. Медлительные дети, привыкшие в начальной школе доделывать задания на перемене, будут иметь дополнительные беспокойства, так как их будут «выживать» с «рабочего места» ученики других классов, уже пришедших в данный кабинет накануне следующего урока. Отсутствие своего места, своей территории нарушает чувство безопасности и предсказуемости, тем самым вызывая чувство дискомфорта. В это случае важно проинструктировать ребенка, подобрать для него удобный рюкзак, другие вещи для хранения канцелярских товаров. Чтобы у ребенка не составило труда всё собрать. Чтобы не забывать, где и какой кабинет, можно это записать в дневнике. Со временем ученик уже привыкнет и с легкостью будет всё успевать за перемену.
- Новые предметы: с одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе. В расписании появились названия незнакомых предметов (география, история). Одно название предмета может вызвать беспокойство у ребенка. Особенно тревожные дети, с заниженной самооценкой будут испытывать повышенную тревогу, считая, что это очень сложный предмет и они с ним не справятся. В этом случае, важно еще до начала учебного года, возможно, когда ребенок уже получил новые учебники, предложить ему ознакомится с новыми предметами. Вместе полистать учебники, коротко рассказать, о чем тот или иной предмет. Таким образом, вы укрепите его чувство безопасности в учебном процессе.
- Снижение контроля: в пятом классе учителя уже меньше контролируют детей – их поведение, их успеваемость. У каждого учителя много классов, много учеников. Больше, конечно, за учеников ответственен классный руководитель, но и это – учитель предметник, который ведет уроки еще и других классов. Происходит как бы обезличивание школьника. Так «расшатывается» самоконтроль, появляется лень, предпочтение играм, чем учебе. В этом случае, много «ложится на плечи» родителей. Интересуйтесь школьной жизнью. Продолжайте контролировать выполнение домашних заданий, но уже с учетом требований учителей. Но важно не переусердствовать, всё-таки формирование самостоятельности у ребенка — это тоже очень важно. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя. Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет пережить ребёнку школьные трудности. Обращайте внимание на эмоциональное состояние школьника, его самочувствие, изменения в поведении. Старайтесь, чтобы он соблюдал режим дня, достаточно высыпался. Процесс адаптации пройдет, ребенок привыкнет к подобному ритму жизни. Всё полученные навыки пригодятся ему в дальнейшем – в студенческие годы, в рабочем коллективе. И в принципе, в построении жизни. В период адаптации родителя необходимо быть внимательным, устанавливать связь с педагогическим составом. Чтобы не пропустить какие-либо проблемы. Важно безусловно принимать своего ребенка, любить его не за оценки или другие успехи, а просто так, потому что он у вас есть.
Список ресурсов:
1. https://kursk-sosh7.ru/
2. https://nsportal.ru/
Кашина Екатерина Владимировна,
педагог-психолог Ординского филиала ГБУПК "ЦППМСП"