Акцентуации характера у подростков. Часть 2. Рекомендации

Главная / Статьи / Подростки / Акцентуации характера у подростков. Часть 2. Рекомендации

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.

Рекомендации по взаимодействию

1.    Гипертимный тип
Общие рекомендации специалиста: разнообразие деятельности и контактов, деятельность в коллективе, демократический стиль общения, умение планировать деятельность.
Как вести себя родителям: Необходимо идти от противного и создавать ситуации, противоположные критичным. В данном случае – ситуации инициативности, лидерства, непринужденного общения по интересам (кружки, секции). Важно быть доброжелательными и открытыми. В общении с таким ребенком нет места требованиям и приказам. Не приказывайте, а вежливо просите, как равного партнера. Важно придерживаться диалога и не «разжевывать» одну тему долгое время. Выраженный контроль недопустим, но ненавязчивая заинтересованность в жизни ребенка необходима. Учтите, что гипертимные дети прекрасно чувствуют формальное отношение. Так что интересоваться нужно искренне. В идеальном случае – найти совместное увлечение.

2.    Циклоидный тип
Общие рекомендации специалиста: гибкая тактика в зависимоти от фазы.
Как вести себя родителям: Важно выучить цикл своего ребенка и составить комплекс заданий на каждый цикл. Задания должны соответствовать настроению и силам ребенка, отвлекать его от негативных мыслей. Если подросток находится в фазе спада – просто оказать ему поддержку, помочь справиться с упадком сил, не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если в стадии подъема – можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя.

3.    Неустойчивый тип
Общие рекомендации специалиста: твердое руководство, строгий регламентированный режим дня и распорядок, систематичность и настойчивость.
Как вести себя родителям: Во-первых, наберитесь терпения, такта и настойчивости (в хорошем смысле этого слова). Позитивное влияние окажут систематические занятия в спорте. Важное условие – единство действий и требований родителей, а также родителей и педагогов.

4.    Лабильный тип
Общие рекомендации специалиста: общение с позиция взрослого-друга, одобрение и эмоциональная поддержка, эмпатия, умение выслушивать и искренний интерес в общении.
Как вести себя родителям: Важно доброжелательно и сочувствующе относиться к подростку, чтобы установить доверительные взаимоотношения. После эмоциональной разгрузки он становится готов к продуктивной беседе. Необходимо подбадривать подростка, вырисовывать ему положительные перспективы.

5.    Истероидный тип
Общие рекомендации специалиста: поиск формы, в которых потребность во внимании могла бы успешно удовлетворяться, ровное, спокойное, деловое взаимодействие, исключение атмосферы обожания и необоснованного признания, положительные оценки и поощрения – только за реальные достижения и способности.
Как вести себя родителям: Важно преподнести подростку его демонстративность как доминирующую черту. Для этого нужно совместно разобраться в мотивах и причинах поступков ребенка. Полезно смотреть фильмы и читать литературу, где главный герой обладает такой акцентуацией. Направить энергию в нужное русло можно с помощью общественных мероприятий (например, организация дискотек в школе). Для преодоления эгоцентризма нужно поощрять малейшие потуги подростка в сторону других людей: рассказы о чужих достижениях, жизнях и пр. Игнорировать любые попытки уклонитья от учебы или работы (например, используя болезнь).

6.    Конформный тип
Общие рекомендации специалиста: развитие критического мышления, развитие рефлексивного поведения (обращение внимания на себя, на свое сознание, на продукты собственной деятельности, на их переосмыление), умение самостоятельно принимать свои решения, развитие внутренней активности.
Как вести себя родителям: Поставьте перед подростком цель – лучше общественное дело. Вместе с ним увлеченно занимайтесь этой идеей, так заодно вы сможете заслужить авторитет. Поговорите с подростком о его планах, не высмеивайте их (даже если они странные и нереальные на ваш взгляд).

7.    Шизоидный тип
Общие рекомендации специалиста: избегание излишней настойчивости и напористости в общении, анонимное обсуждение проблем, позиция взрослого, разубеждающего и опровергающего неполноценность, мягкое включение его в различные групповые и коллективные формы деятельности для развития коммуникативных навыков.
Как вести себя родителям: Найти увлечение подростку, признавать его идеи, но не вторгаться чрезмерно во внутренний мир. Беседу можно выстраивать из «анонимного обсуждения» – спросить у подростка о чем-то, но выбрав факт из жизни класса, школы, а затем постепенно переходить к его повествованию о своих действиях и мыслях. Основным признаком установления контакта служит момент, когда ребенок начинает говорить сам, по своей инициативе, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как, чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.

8.    Астеноневротический тип
Общие рекомендации специалиста: посильные требования, режим, сбалансированное отношение, создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость, оценивание маленьких успехов и похвала за них.
Как вести себя родителям: Особенно важным является спокойная обстановка, доброжелательное отношение, продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, чтобы ребенок не переутомлялся, предоставление возможности быть одному. Важно исключить давление и критику, создавать ситуации успеха. Начинать беседу стоит с шутки, приятного воспоминания (чтобы переключиться с обид). Нужно изменить установку ребенка «все плохо, все плохие» на представление о том, что мир хороший.

9.    Эпилептоидный тип
Общие рекомендации специалиста: тактичность, опора на бережливость, аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность к коммерции.
Как вести себя родителям: Важно быть неторопливыми, чуткими, тактичными, но настойчивыми. Контакт целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы  «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем. Такому подростку нужно поручать руководство группами или занятиями. Важно найти отвлекающее его от негативных мыслей дело. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку самоутвердиться. У такого ребенка затруднено переключение с одного занятия на другое, трудности вхождениея в любую новую деятельность – надо давать ему достаточно времени для включения в работу, не «дергать» и не торопить.

10.    Сензитивный тип
Общие рекомендации специалиста: постепенное повышение самооценки, многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности, длительные разубеждения и демонстрации нужности для других, опора на интуицию, эстетические увлечения.
Как вести себя родителям: Главный метод – беседы наедине. Полезно найти ту деятельность, в которой ребенок силен, и направить его силы и умения в нее; способствовать его самоутверждению в ней, отмечая успехи. Но вместе с этим важно помогать ребенку утверждаться и на других позициях, где он проявляет или, ему кажется, что он проявляет слабость. Исключите излишнюю опеку и мелочный контроль, насмешки и постоянные запреты. Учите самостоятельности, не заостряйте внимание на ошибках, а разбирайте их совместно.

11.    Психастенический тип
Общие рекомендации специалиста: преодоление чувства нерешительности, закомплексованности, освобожение от необоснованных сомнений и опасений, сравннение только с ним самим и похвала за улучшение его собственных результатов, регламентация деятельности, поощрение реальной деятельности.
Как вести себя родителям: Начинать разговор следует с вспоминаниях и обсуждения его успехов. Если доверие получено, то потом нужно напрямую обсудить с ним все его страхи. Вместе разобраться, чем это реально грозит и грозит ли. Во время беседы также нужно поощрять инициативу (высказывания подростка, принятие им решений). Поощрять решительные высказывания подростка,  готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними. Чаще хвалить за успехи, предоставлять возможность больше заниматься любимым делом. Поэтому при общении не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу ребенка.

Пешкина О.Н.,
педагог-психолог ГБУПК «ЦППМСП»

 Акцентуации характера у подростков. Часть 2. Рекомендации
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
обратная связь
Мы в соцсетях: