Рекомендации педагогам и родителям по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Главная / Статьи / Дошкольники / Рекомендации педагогам и родителям по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности:
•    Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
•    Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
•    Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
•    Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
•    В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен.

Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
•    Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
•    Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.


Научите ребенка:
•    Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
•    Описывать различные свойства окружающих его предметов.
•    Узнавать предметы по заданным признакам.
•    Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
•    Находить противоположные по значению понятия.
•    Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.

Попробуйте предложить ребенку поиграть в игру, это будет не только увлекательно, но и полезно:

Игра «Волшебники». Ребенку предлагают на основе простой фигуры (например, прямоугольник) создать более сложный (дом, аквариум, грузовая машина).

Игра «Логические концовки». Дошкольнику предлагается закончить предложения разного содержания. Например, если Маша выше Пети, то... (Петя ниже Маши).

Игра «Орнамент». Геометрические фигуры разного цвета и размера собраны в узор. Ребенку необходимо собрать такой же по образцу, придумать свой, пользуясь пространственными понятиями.

Игра «Что я задумала?». Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.


Найди закономерность и подбери пару к слову:
Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ. Ромашка -...
Учитель -школа. Врач -...
Стол -скатерть. Пол -...
Утро -завтрак. Вечер -...
Человек -руки. Кошка -...
Рыба -вода. Птица -...
Красный -стоять. Зеленый - ...
Осень -дождь. Зима -...

«Кто это? Что это?»
Догадайся, о ком или о чем говориться.
Зеленый, длинный, сочный. (огурец)
Бурый, косолапый, неуклюжий. (медведь)
Холодный, белый, пушистый. (снег)
Новая, интересная, библиотечная. (книга)
Маленькая, серенькая, пугливая. (мышка)
Белоствольная, высокая, стройная. (береза)

Ответь на вопросы. Назови разные профессии.
Кто варит обед?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поет песни?
Кто лечит детей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто красит стены?
Кто летает в космос?
Кто водит машину?

Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы.
1) Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
2) Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
3) У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
4) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
5) Кто громче замычит, петух или корова?
6) Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
7) Сели на воду три воробья, один улетел. Сколько осталось?
8). Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».
Примеры заданий:
Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

учитель-дефектолог Поносова О.Н.
ГБУПК «ЦППМСП», Верещагинский филиал
Рекомендации педагогам и родителям по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
обратная связь
Мы в соцсетях: