Субкультура «АУЕ» массово распространяется среди детского населения (возраст от 10 до 17 лет) в основном через сеть Интернет, а именно через различные сообщества в социальных сетях, где активно пропагандируются правила жизни по преступным правилам, по законам, которые распространены в местах лишения свободы. Сама аббревиатура «АУЕ» в основном расшифровывается как – «арестанский уклад един» или «арестантское уркаганское единство», можно встретить очень много разных интерпретаций, но суть одна – поддержание порядка по основам преступного мира.
Молодые люди очень легко попадают в данную субкультуру: достаточно сказать, что ребенку нравится жизнь по законам тюремного мира и практически сразу же он оказывается внутри данной «культуры», однако, выйти из нее практически невозможно.
Для того, чтобы адекватно оценивать ситуацию, родитель или законный представитель должен понимать и видеть основные признаки в поведении своего чада.
Существуют основные признаки того, что ребенок является активным участником данной субкультуры:
проявление активного интереса к фильмам («Камера 211», «Загон для собак», «План побега», «Законопослушный гражданин», «Жмурки», «Лицо со шрамом», «Пророк», «Мама не горюй», «Бригада», «Бумер», «По совести», «Дети 90-х, «Решала 1,2») и аудиозаписям (исполнители, Нурминский, Руслан Черный, Владимир Курский, Мафик, Ханаро, Скруджи, Андрей Забродин, Бутырка, Паша техник, Монеточка, Каспийский груз, Тимур Гатиятуллин, Рома Цыган, Мопс, Руслан Гусейнов, Керя Шалдонский, Восточный Округ, Баста и другие), где участники в своей речи активно используют слова преступной тематики;
появление на теле татуировок, которые распространены в местах лишения свободы (например, перстни и аббревиатуры на пальцах, погоны и эполеты на плечах; сокращений в виде – Л.О.Р.Д. (люблю очаг родного дома), С.Т.О.П. (сынок тебя отец простил), Ж.У.К. (желаю удачной кражи), С.Э.Р. (смерть это рай), Т.У.З. (тюрьма уже знакома), Ю.Г. (юный грабитель), Б.М.В. (бандитская машина вора), С.Л.О.Н. (соловецкий лагерь особого назначения), Б.О.Г. (бог отпустит грехи), С.С.Ж.В. (смерть сукам жизнь ворам), Я.Н. (я наркоман) и другие;
применение в своей речи лозунгов и аббревиатур, характерных для преступного мира, таких, как «АУЕ», «шпана», «братва», «жизнь ворам», «жизнь ворам – смерть мусорам», «фарту масти» и т.д.;
ношение вещей с изображение тюремной тематики (бейсболки, кофты, бомберы и футболки с изображением церквей, куполов, аббревиатур – А.У.Е, С.Л.О.Н., Б.О.Г, Ю.Г., крестов, восьмиконечных звезд), особенную популярность приобретает ношение такой одежды среди звезд отечественного шоубизнеса, например, реперов, Баста, Гуф;
нанесение на стены зданий различной символики, которая относится к криминальному миру;
помогает в сборе денежных средств в так называемый «общак» (просит у родителей денег на карманные расходы, при этом не может четко и ясно объяснить на что конкретно нужны денежные средства);
почитает лиц, которые занимают высшее положение в тюремной иерархии;
начинает жить по преступным законам;
резко ухудшается успеваемость в школе;
проявление активного интереса к блогам соответствующей тематики, например, на Ютубе, существует канал «Мопс дядя Пес», который принадлежит украинскому блогеру, бывшему заключенному;
в подписках в социальных сетях имеет сообщества и группы с одном именным названием «АУЕ», «АУЕ…», «ЛХВС»;
проявляет агрессию в отношении представителей власти;
отрицает необходимость понесения ответственности за преступления и правонарушения и наблюдается режим перекладывания ответственности за свои поступки на других (сам виноват, напросился);
привлекает быстрое обогащение за счет других лиц, которые, по его мнению, недостойны иметь, принадлежащие им блага;
наблюдается потребительское отношение к женщинам и лицам старшего возраста;
расточительское поведение, чтобы произвести впечатление;
пренебрежение к трудовой деятельности;
Если родитель увидел вышеприведенные черты и признаки в своем ребенке, то необходимо:
1) поговорить об этом, используя спокойный тон (ни в коем случае не повышенный), узнать, что его привлекает в данной компании, какой смысл всего он для себя видит, что для него ценно в данном обществе. Когда он Вам скажет, Вы сможете придумать альтернативу происходящему;
2) избегать оценочных суждений, особенно в негативном контексте;
3) обсудить общечеловеческие ценности в молодежной среде;
4) определить правильный пример для подражания;
5) обязательно сказать в диалоге, что с его мнением считаются, чтобы он чувствовал, что в семье переживают за него и он может довериться родителям;
6) в конце беседы можно проговорить, если нужна будет помощь, то родители обязательно ему помогут в любой ситуации;
7) обратиться, если необходимо за помощью:
7.1) в Ресурсный центр профилактики деструктивного влияния информации на несовершеннолетних в Пермском крае (КИБЕРдружина Пермского края), написать сообщение в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/cyberdruzhinapk);
7.2) в психологические центры на территории проживания или к школьному психологу, социальному педагогу, к специалисту, который компетентен в вопросах интернет-безопасности;
7.3) в правоохранительные органы (отделения по делам несовершеннолетних или отдел МВД);
7.4) для повышения компетентности в области кибербезопасности, можно использовать следующие ресурсы:
- безопасный интернет для детей (http://i-deti.org/);
- сайт «Я родитель», где подобраны материалы по профилактике негативного влияния интернета, в том числе по субкультуре АУЕ (https://www.ya-roditel.ru/).
Щекин Александр Сергеевич,
Руководитель Верещагинского филиала ГБУПК «ЦППМСП»,
Киберконсультант Верещагинского городского округа