Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д.
Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, - детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде.
Успех взаимодействия родителей и детей дает возможность регулировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА - доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.
ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком - доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).
Не надо:
хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.
Помните:
телевизор, видео - не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы).
ЕСЛИ Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь - это радость;
От Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
Несколько способов высказать одобрение:
Молодец! Правильно!
У тебя это здорово получилось! Ты сегодня хорошо потрудился! Я знала, что ты справишься!
Отлично!
Ты быстро научился! Это то, что надо!
Старайтесь:
Не говорить с иронией или насмешкой; Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);
Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;
Не торопить и не подгонять ребенка;
Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок; Не говорите ребенку, что не любите его; Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).
Рекомендации родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.
Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.
Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Зольникова Ирина Юрьевна, педагог-психолог ГБУПК «ЦППМСП»
Кунгурский филиал