Уважаемые родители, если вы беспокоитесь по поводу пристрастий вашего ребенка к интернету, возможно, это совершенно напрасно, так как всемирная паутина дает массу возможностей для обучения и развития.
В этой статье вы узнаете:
1. «Зависимое поведение – это про что, когда необходимо переживать за ребенка?»
2. «Причины появления зависимости от компьютера».
3. «Что делать взрослым, если их чадо не желает отходить от монитора?»
Когда ребенок активен, бодро бежит на прогулку, то, скорее всего, повода для беспокойства нет. Смартфон для подростков – это островок независимости и самоопределения. В какой-то степени он необходим современным детям, но во всем нужна мера. Трудно спорить с мыслью о том, что воспитание счастливого человека – важнейшая задача. Вот только вряд ли возможно с нею справиться, поставив ее в качестве цели. Ребенок, умеющий решать жизненные задачи, соответствующие его возрасту, освоил этот навык благодаря примеру родителей он будет обладать достаточным потенциалом, чтобы встретить любой жизненный вызов. Полноценный человек должен уметь гневаться, страдать и горевать, иначе он никогда не ощутит счастье.
Что такое зависимое поведение, когда начинать переживать за ребенка?
Аддиктивное поведение у подростков – это зависимое поведение. Зависимость может формироваться от различных объектов – психоактивных веществ, игровых автоматов, социальных сетей, табака, алкоголя и многого другого.
При любом виде зависимости, человек достигает состояние психологического комфорта. Это не столько переживание удовольствия, сколько уход от неудовольствия. Люди становятся зависимыми во многом потому, что они пытаются избавиться от всех видов боли: физической, эмоциональной, душевной.
Зависимость – это способ обретения внутренней «гармонии», не самый лучший, так как он чаще всего разрушителен, но единственно возможный для человека с эмоциональными травмами.
Нездоровым интерес к интернету можно назвать в том случае, когда ребенка не интересуют другие аспекты жизни: забрасывает учебу, перестает общаться с друзьями, не выполняет домашние и школьные обязанности и не могут дистанцироваться от компьютера самостоятельно.
Никому не хочется верить в плохое, особенно если речь идет о собственном ребенке.
Причины появления зависимости от компьютера.
Деструктивные отношения в семье, неуверенность и чрезмерная тревожность ребёнка.
Конфликтные отношения со сверстниками, неумение выстраивать взаимоотношения с окружающими. Когда у него возникают проблемы в школе, дома или в других важных для него сферах жизни, которые он сам не может разрешить. Тогда зависимое поведение, становится реакцией на сложившуюся ситуацию.
Что же делать взрослым, если их чадо часами сидит перед монитором?
1. Создайте дома доброжелательную атмосферу, помогите детям почувствовать себя значимым и любимым, что бы не произошло. Простая беседа, в которой вы ясно скажете ребенку, чего вы от него ожидаете, может оказаться очень полезной и эффективной, если в семье царят комфортные для всех отношения.
2. Ежедневно уделите ребенку время, разговаривайте на самые разные темы. Не перекладывайте свою роль на телевизор и компьютер.
3. Будьте ребенку примером, ограничивайте свое время пользования интернетом, когда общаетесь с ним. Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком. Покажите вашему ребенку, что он значим для вас, искренне интересуйтесь его жизнью.
4. Интересуйтесь тем, как ваш ребенок пользуется сетью. Что его там интересует? Сколько времени он там проводит? Ответы на эти вопросы помогут понять, как действовать дальше.
5. Если ваше чадо постоянно в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени вы можете даже общаться с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает. Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится.
6. Поговорите с ребенком о своем отношении к его пристрастию по-дружески. Не обвиняйте его. Спокойно скажите почему вы против, что вас беспокоит. Убедитесь в том, что ребенок понимает, что главная причина вашего сопротивления – его безопасность и здоровье. Донесите до ребенка, что каждый в вашей семье высоко значим и любим. Не читайте нотаций.
7. Зная какими играми, увлекается ваш ребенок, верните его в реальность. Предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Виртуальный мир помогут конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте совместный выход в квест комнаты в реальности.
8. Предложите ребенку игры в кругу друзей в реальности дома, например в «Мафию», «Активити», «Крокодила» «Кто Я?» и другие, которые обязательно понравятся детям, организуйте им чаепитие.
9. Знакомьтесь с современными технологиями, рассказывайте ребенку о полезных возможностях, которые они предоставляют.
10. Договоритесь о допустимом времени в интернете. Будьте тверды, если ребёнок выпрашивает лишний часок, чтобы посидеть в сети. Однако и вам не следует засиживаться за компьютером, пусть ваш пример сподвигнет ребёнка на большую активность.
11. Если ваш ребенок не уверен в себе и проводит много времени в сети, хвалите его за любые достижения в реальной жизни.
12. Придумайте вместе с ребенком новое хобби, семейный праздник, традицию. Наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой.
Введите в своей семье: «День без интернета». Придумайте способы поощрения за проведения времени без интернета. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект. Удачи, Вам в ваших начинаниях!
Список литературы:
1. Краснова С.В. "Как справиться с компьютерной зависимостью." Москва: Эксмо, 2008. - 223 с.
2. Януш Леон Вишневский., "Одиночество в сети." 2012 Город:СПб
Колегова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог
ГБУПК «ЦППМСП» Чайковский филиал