Как помочь ребенку ежедневно коммуницировать с окружающими его людьми?

Главная / Статьи / Родителям / Как помочь ребенку ежедневно коммуницировать с окружающими его людьми?

В статье представлены практические советы на тему развития «обогащенного разговора» в обучении; даны рекомендации о способах и средствах построения доверительного общения с детьми, которые имеют травматичный опыт и избегают разговоров; как укрепить зоны устойчивости через обогащенный разговор.

Общение взрослых и детей важный компонент межличностного взаимодействия, без которого невозможно представить себе развитие социально-коммуникативных связей, укрепление отношений и усиление эмпатии, креативности и устойчивости в поведении детей. Для того, чтобы сделать общение продуктивным и эффективным, необходимо, в первую очередь, пересмотреть свою позицию по отношению к ребенку, в том числе, воспринимать его во время общения как полноценного собеседника.

Вдумчиво его слушать и приглашать к высказыванию, спрашивать и поддерживать во время обсуждения какой-нибудь важной для него проблемы– и тогда ваш ребенок раскроет потенциал.


АДАПТИВНОСТЬ-ДВУСТОРОННОСТЬ-ДЕТОЦЕНТРИЧНОСТЬ

Глубокие смысловые (обогащенные) разговоры важны не только для развития и поддержания межличностных отношений родителей и детей, но и для улучшения обучения. Качественная коммуникация создает теплую атмосферу в школе, способствует повышению качества обучения и улучшению взаимоотношений с учителями, с одноклассниками.

Важные принципы обогащенных разговоров, которые необходимо дома и в школе при общении с детьми:

- адаптивность;

- двусторонность;

- детоцентричность.


Адаптивность-гибкость разговора с учетом настроения, темперамента, возраста, предпочтений, семейных обстоятельств ребенка.

При использовании данного принципа в школе необходимо соблюдать следующие правила: учитель может подмечать настроение и эмоции учеников, их готовность работать в разных форматах. Например, на уроке можно разделять учеников на группы и объединять неразговорчивых детей с разговорчивыми. Можно позволить детям сначала написать или нарисовать ответ на вопрос, ведь часто может быть такое, что ученик совсем не говорит сейчас.

Двусторонность-взаимная вовлеченность в разговор, соблюдение баланса речи, чтобы ребенок говорил столько же времени, сколько и взрослый.

Используя данный принцип в школе важно помнить, что: во время взаимодействия с детьми учитель должен следить за речевой активностью детей. Можно порекомендовать отслеживать, как долго говорит учитель и как долго говорят ученики, и делать это время более сбалансированным. Например, учителя на уроках могут задавать больше открытых вопросов, чтобы у учеников была возможность отвечать не односложными, а развернутыми ответами.

Детоцентричность: Детский фокус-сосредоточения внимания на целях, интересах и потребностях ребенка, погружение в мышление детей и то, как оно устроено.

Используя в школе данный принцип, важно помнить, что: учитель следит за прогрессом обучения и чувствами детей, спрашивая, какие они имеют проблемы с овладением предмета и чем учитель может помочь.

Приглашая детей обсудить темы или идеи, учитель всегда спрашивает об их мнении и впечатлениях. Например, учитель рассказывает тему и на каком-то этапе спрашивает детей об их прогнозах по развитию этой темы. Урок становится более детоцентричным, когда учитель не рассказывает что-то от начала и до конца сам, а дает возможность поразмышлять, высказать свою точку зрения. Это вызов, но в то же время и возможность развития урока благодаря ученикам.


Способы общения ребенка с травмирующим опытом.

Не принуждайте ребенка к разговору, если он этого не хочет. Создавайте условия для активности ребенка, чтобы он чувствовал себя включенным в обсуждение и в группу.

Как с этим работать в школе: здесь задача учителя – поддерживать участие ребенка в деятельности класса. Даже если он не хочет / не может говорить, пусть будет активным наблюдателем. Также можно помочь ребенку с кем-то подружиться, и так он сможет выстроить комфортную для него связь, не такую стрессовую, как со взрослым. Помочь в общении могут визуальные изображения: например, эмодзи на обозначение различных чувств на листе бумаги. Ребенок может показать, что он чувствует, даже если не может говорить.

Важно учитывать то, что травма оставляет следы и так или иначе эти следы сказываются на памяти. Травма не дает фактам превращаться в воспоминания, дробит события, они запоминаются отрывками и ребенку трудно воспроизвести целостную историю.

Как с этим работать в школе: разговор может менять воспоминания ребенка и даже его ощущение боли. Ребенок был у врача, испытывал страх и имеет болезненные воспоминания об этом. Задача взрослого-сместить фокус на то, как храбро ребенок себя вел в больнице.

Мы должны акцентировать внимание на том, как ребенок разобрался с проблемой, чтобы этот опыт был для него успешным.


СКАЖИ МНЕ, ЧТО ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.

В социально-эмоциональном и этическом обучении есть понятие зоны «все в порядке», или зоны устойчивости, когда человек чувствует, что может справиться со стрессом. У всех эта зона разная: она может быть шире или уже и варьироваться в зависимости от ситуации. Так, человека может выбросить из этой зоны в зону возбуждения, когда он раздражается, напрягается или начинает кричать, или в зону угнетения, усталости и депрессивного состояния.

Помогите ребенку оставаться некоторое время в состоянии устойчивости. Устойчивость – способствует продуктивно отреагировать и восстановиться от стрессов, угроз, неожиданностей жизни. Как говорят в научном сообществе, мы рождаемся с разной шириной зоны устойчивости. Но ее можно увеличивать, ускорять возвращение от стресса к зоне устойчивости.

Обогащенные разговоры могут повысить устойчивость человека и укрепить его зону «все в порядке». Этому помогут стратегии расширения разговора и добавления контекста чувствам и мыслям. Если вы говорите с ребенком в сложный момент, стоит спрашивать, когда еще у него были подобные ощущения. Если вы хвалите ребенка, то расширьте похвалу вопросами о том, что ребенок сделал, чтобы добиться успеха.

Как с этим работать в речи: одна из наиболее распространенных фраз поддержки – «все будет хорошо», которую мы часто говорим друг другу не всегда эффективна. Она не помогает в случаях, когда ребенок очень расстроен и хочет выразить свои чувства. Лучше скажите, что вы понимаете его, поговорите о чувствах ребенка и сделайте их ценными.

Полезной эта фраза будет тогда, когда вы обсуждаете масштабные вещи, прогнозы, перспективы на будущее. Говоря, казалось бы, такие фразы поддержки, «Мы пройдем через это и все будет в порядке» мы помогаем ребенку пережить, показываем нашу эмпатию и заинтересованность, демонстрируем свое мнение и поддержку по отношению к ситуации, которая может быть сложной, и планируете на перспективу.



Щекин Александр Сергеевич,

Заведующий Верещагинского филиала ГБУПК «ЦППМСП»

Педагог-психолог


Как помочь ребенку ежедневно коммуницировать с окружающими его людьми?
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
обратная связь
Мы в соцсетях: