В последнее время интерес к семье и к влиянию на семью хронических заболеваний одного из ее членов значительно повышается. На протяжении десятилетий основное внимание уделялось работе с семьями, испытывающими психологические проблемы. Если семья сталкивается с проблемой хронического заболевания ребенка, то все члены семьи выходят из состояния равновесия.
В ранних исследованиях семей с особыми детьми исследователи описывали предмет изучения. Они сосредоточивались почти исключительно на ребенке, вовсе не интересуясь семьей, неотъемлемым элементом которой он является. Более поздние исследователи включали в работу мать и сосредоточивались на связи между матерью и ребенком. Представление о семье как о динамичной и взаимозависимой системе стало важным шагом вперед; однако в представлении о семье все еще чего-то недоставало. Мы уже осознали, что особые дети живут не в изоляции. Но, ведь и семья обитает в более широком контексте – а именно, в постоянном взаимодействии со своим социальным окружением.
Приведем примеры потенциальных проблем в различных подразделах микросистемы «семья особого ребенка»:
- Мать-отец. Индивидуальное состояние каждого и гармоничность отношений до рождения ребенка; необходимость принять ограничения ребенка.
- Мать – особый ребенок. Депрессия, чувство вины, самообвинение, проблема отношения к ребенку.
- Мать – здоровый ребенок. Недостаток внимания к здоровому ребенку; взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком; использование здорового ребенка в качестве «компенсации».
- Отец – особый ребенок. Отказ отца от физического и психологического участия в заботе об особом ребенке.
- Отец - здоровый ребенок. Недостаток внимания к здоровому ребенку; взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком; использование здорового ребенка в качестве «компенсации».
- Особый ребенок – здоровый ребенок. Чувство вины, стыда, страх «заразиться» нарушениями или вера в то, что ты уже «заразился»; «порабощение» особым ребенком здорового брата или сестры; амбивалентные чувства здорового ребенка по отношению к брату/сестре с нарушениями.
Этнические, культурные и религиозные ценности влияют на то, как члены семьи воспринимают нарушения ребенка, и могут сыграть важную роль в стиле взаимодействия семьи с государственными учреждениями и общественными организациями; социально-экономический статус непосредственно определяет физические ресурсы семьи.
Стресс - изменения жизненного цикла семьи, а также подразумевается в связи с событиями, затрагивающими социальную экологию семьи.
Кризис отражает неспособность семьи восстановить равновесие и стабильность. Важно отметить, что стресс может не перейти в кризис, если семья умело использует имеющиеся у нее ресурсы и рассматривает текущую ситуацию, как частную проблему, с которой можно справиться.
Адаптация семьи - семьи стремятся сохранять здоровое функционирование, используя свои возможности для удовлетворения своих нужд. Когда нужды превышают существующие возможности и нарушается равновесие, наступает кризис.
Восстановить равновесие можно тремя путями:
1) привлечь новые ресурсы или выработать новые стратегии поведения;
2) снизить нужды, преследующие семью;
3) изменить свой взгляд на ситуацию.
Социальная поддержка - это внешняя стратегия решения проблем, призванная снизить стресс, ложащийся на семью. Она рассматривается, как смягчающий фактор при столкновении со стрессовыми ситуациями. Само присутствие в семье ребенка с нарушениями создает стресс, причем хронический по своей природе.
Существует три экологических уровня:
- супружеские отношения;
- дружба;
- поддержка социальных служб
Рекомендации специалистам, работающим с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Использовать, наряду с групповыми психо-коррекционными занятиями, совместные занятия с каждым родителем и его ребенком.
- Использовать упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, отреагирование (отражение) негативных эмоций, а также упражнения на позитивные изменения отношения к себе и своему ребенку.
- В работе с данной категорией семей применять техники поддержки, понимания и принятия, но не конфронтации, так как члены данной группы находятся в нестабильном эмоциональном состоянии.
- В групповой работе обращать внимание на самораскрытие и обмен опытом, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку.
- В работе с семьями уделять внимание и учить всех участников позитивному общению и взаимодействию.
- В работе с матерью и ребенком обращать свое внимание и внимание на ситуации, говорящие о взаимонепонимании, конфронтации и конфликтности между матерью и ребенком и организовывать конструктивное обсуждение данных ситуаций и поведения друг друга.
Таким образом, как психология, так и социология нашего времени применяют в отношении особых детей и их семей семейно- ориентированный подход. Кроме того, в обоих подходах наблюдается движение от простого семейно-ориентированного подхода к включению в орбиту вмешательства социального окружения, в котором живет семья. Психолог, консультирующий семью, должен удостовериться, что проблема именно в самой семье, а не в ее социальном положении (которое, быть может, можно изменить). И наоборот: профессионал, специализирующийся в области социальных перемен и защиты интересов семьи, должен уметь помогать семьям примиряться с тем, что изменить невозможно.
Зольникова Ирина Юрьевна, педагог-психолог ГБУПК «ЦППМСП»
Кунгурский филиал
Список литературы
- Вассерман Л.И. Психологическая диагностика отношения к болезни Тобол: пособие для врачей / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев., Э.Б. Карпова, А.Я. Вукс - Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева. - СПб. 2005.
- Селигман М, Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / Forderkreis Iwanuschkae.V / Берлин и РБОО «Центр лечебной педагогики». Теревинф – Москва, 2009.