Психолого-педагогическая помощь ребенку, переживающему горе

Главная / Статьи / Специалистам / Психолого-педагогическая помощь ребенку, переживающему горе

Егору было всего 4 года, когда трагически погибла его мама. О том, как это случилось, мальчик знает со слов папы и бабушки. Внешне он как будто не переживает, но как только в детском саду заходит разговор о мамах, Егор громко сообщает: «А моя мама погибла». Дети замолкают, а воспитательница теряется, не зная, что ответить ребенку.
К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями. В ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких, вследствие болезней, старости, катастроф, аварий, несчастных случаев. Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, чем и как помочь ребенку в этой ситуации, не имеют представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю. Важно, чтобы взрослый умел не только профессионально грамотно оказать помощь такому ребенку, но и поддержать его. Родители, воспитатели, учителя должны знать, как в рамках повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов. Овладение предлагаемыми ниже приемами доступно и необходимо всем взрослым, имеющим дело с детьми, так как в любой момент можно столкнуться ситуацией, когда потребуется помощь, поддержка, понимание.

Что считать нормальными реакциями ребенка на смерть?
1.Первые 48 часов. Шок от перенесенной утраты. У детей обычно выражается молчаливым уходом или взрывом слез, маленькие дети не понимают, что происходит. Что делать: обнять ребенка, дать ему расслабиться, поплакать, посидеть, полежать, но не обхаживать его так, будто у него болят зубы.
2.Первая неделя. Если ребенок достаточно большой, дать ему возможность участвовать в приготовлении к похоронам, и он не будет чувствовать себя одиноким среди опечаленных и занятых делами взрослых.
3. 2-5 недель. Отрицание смерти - следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но они не могут поверить, что его нет рядом.
4. 6-12 недель. Поиски для ребенка очень логичная стадия горя, невозможность найти порождает страх, изменяется сон. Необъяснимый плач, резкие смены настроения.
5. 3-4 месяца. Начинается цикл «хороших» и «плохих» дней, гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителей, который его покинул, ребенок может ломать игрушки, устраивать истерики, подросток перестает общаться, бьет младших, грубит учителю.
6. 6 месяцев. Начинается депрессия, ослабевает тяжесть пережитого, но не эмоции.
7.12 месяцев. Первая годовщина смерти может быть либо травмирующей, либо переломной, в зависимости от последствий пережитых за год страданий.
8.18-24 месяца. Время «рассасывания», происходит «эмоциональное прощание» с умершим, жизнь берет своё.

Как помочь страдающему ребенку? (рекомендации родителям)
●    Необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи;
●    Самое сложное для взрослого - это сообщить ребенку о смерти близкого. Лучше, если это сделает кто-то из родных, взрослых, кого хорошо знает ребенок. Ребенок должен почувствовать, что его любят и он не виноват в смерти близкого, ребенка надо окружить физической заботой, готовить ему еду, стелить постель, не нужно взваливать на него в этот период взрослых обязанностей, не следует изолировать ребенка от семейных проблем.
●    Ребенку необходимо проговаривать свои страхи, можно для этого собрать группу ровесников с таким же опытом потери близких.

Рекомендации для учителей.
1. Отнеситесь с терпением к изменению в поведении ребенка, потерявшего кого- то из близких, не действуйте вопреки ребенку;
2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время его выслушать, прикоснитесь к нему и он почувствует, что вы разделяете его горе;
3. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах, детей часто интересуют вопросы рождения и смерти;
4. Покажите ребенку, что плакать не стыдно;
5. Не следует произносить фраз типа «скоро тебе будет лучше», гораздо правильнее будет сказать «я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твоя мать должна была умереть такой молодой. Я только знаю, что она любила тебя, и ты никогда не забудешь её»;
6. Старайтесь быть в контакте с родителями, это создаст ощущение безопасности.

Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний о горе, предлагают ему самому искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей. Помочь ребенку, поддержать его, должны уметь те взрослые, которые живут рядом с ним, встречают его каждый день в школе и детском саду.

Литература:
1.В.Ю.Меновщиков «Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями - М.Смысл 2002.
2. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми». Учебное пособие под редакцией И.В.Дубровиной. - М. Академия.2001.
3. «Семья в психологическом консультировании» Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина. - М.,1989.
4.А.С.Спиваковская «Профилактика детских неврозов»-М.,1980.

Акатьева Н.Н., педагог-психолог
Кунгурского филиала ГБУ ПК «ЦППМСП»
Психолого-педагогическая помощь ребенку, переживающему горе
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: