Главная / Статьи / Специалистам / Психологические особенности формирования суицидального поведения подростков с позиции психоанализа
Психологические особенности формирования суицидального поведения подростков с позиции психоанализа
«Человек должен научиться страдать, чтобы смочь выдержать жизнь»
Душан Дуньич «Самоубийство подростков»
Подростковый возраст является «уязвимым» по отношению к саморазрушающему поведению, так как этот период характеризуется рядом особенностей, которые делают подростков более подверженными влиянию деструктивных для их здоровья факторов: гормональные изменения, повышенная чувствительность к стрессам, незрелость личности.
Несмотря на многочисленность исследований, касающихся суицидального поведения, остается много неразрешенных вопросов. Например, что лежит в основе самоубийств?
В связи с этим рассмотрим формирование суицидального поведения подростков с точки зрения психоаналитической парадигмы, чтобы расширить возможность понимания этого явления.
Феномен самоубийства ставит под сомнение концепцию Homo sapiens (человек разумный), который стремится к своему развитию, приобретению для себя различного рода благ, изменению окружающего мира.
У подростков мало жизненного опыта, и поэтому им сложно приспосабливаться к реальности окружающего мира. В борьбе за удовлетворение своих потребностей они порой ощущают свою несостоятельность, неспособность правильно и адекватно оценивать жизненную ситуацию, не находят опоры в себе самом и, не выдерживая этого состояния, стремятся выйти из него путем саморазрушения.
«Само – убийство» есть не что иное; как попытка убийства самого себя, совершаемая во имя того, чтобы убить другого», - писал Л. Н. Толстой. В этой связи самоубийство – как отношение к самому себе показывает нецелостность человека, его расщепленность, где возникает сложная структура отношений между образом «Я» который превращается в объект по отношению к самому субъекту.
Основополагающей в концепции самоубийства с точки зрения психоанализа является вхождение ребенка в нарциссическую стадию развития и формирование нарциссического ядра как основы развития личности.
Место формирования нарциссического ядра – это система отношений с материнским объектом. От качества этих отношений зависит психологическое благополучие субъекта в дальнейшей его жизни. У ребенка развивается образ «Я», который определяет его отношение к миру. Данный образ служит основой для формирования системы отношений как к другим людям, так и к самому себе.
В диадическом слиянии с матерью у ребенка развивается механизм различения , дифференциации окружающего мира через факт наличия материнского объекта и его отсутствия. Через эту дискретность возникает система отношений с матерью, с миром, формируется нарциссическое ядро как ощущение себя.
Когда «материнский объект» рядом, возникает полнота бытия (обретение себя), когда уходит – неполнота (утрата себя).
Полнота бытия и его неполнота становятся основным содержанием бытия ребенка, возникает бинарная система отношений: когда мать рядом, мне хорошо – я есть; матери нет, мне плохо – меня нет. И там, где меня нет, возникает непростое состояние проживания символической утраты себя. Находясь в таком непростом для проживания состоянии (меня нет), ребёнок стремится восполнить эту утрату (обрести себя) через плач, как призыв матери для обретения себя.
Проживание утраты и стремление ее восполнить становится главным двигателем развития ребенка и человека в целом.
Впоследствии, наблюдая за тем, как субъект справляется с различной утратой в реальной жизни , мы видим, насколько устойчива его структура Я. Под утратой мы здесь подразумеваем все то, что наполняет жизнь ребенка и дает ему ощущение стабильности, ощущение своей целостности.
Рассмотрим состояние утраты через первую подростковую любовь. Первая любовь - это нарциссическая любовь. Подросток переносит свои ожидания, свои чувства, свои качества на другого сверстника, переходя в психологическое слияние с ним, и если сверстник его отвергает, то он попадает в состояние утраты (меня отвергли, значит меня нет), проживая ее как невыносимую душевную боль. То, как подросток выдерживает непростое состояние, является показателем его устойчивости либо диффузности Я. Проживание этого состояния отвержения и конструктивного выхода из него является системой достраивания структуры личности подростка через выдерживание утраты, формируется его психологическая устойчивость.
В связи с вышесказанным способность переносить зону утраты и конструктивно ее восполнять формируется у всех индивидуально. Подавляющее большинство подростков восполняет ее через воображение (мысленно проигрывая какие-либо действия), через различные увлечения, интересы, общение с окружающими значимыми людьми, планами на будущее. Но, не у всех получается закрыть эту зону и кто-то закрывает ее буквально, совершая акт самоубийства, убивая себя как страдающего объекта, тем самым избавляясь от страданий. Поэтому одним из важнейших аспектов профилактики суицидального поведения является повышение у подростков жизнестойкости, способности к выдерживанию фрустрации, конструктивному совладанию со своим эмоциональным состоянием в ситуациях стресса, кризиса, где происходит утрата стабильности, ожиданий, иллюзий, образа Я.
Литература:
Амбрумова А. Г. Социальная дезадаптация и суицид. — Сб. трудов НИИ психиатрии им. Асатиани, 1974, т. 19—20, с. 47—49.
2. Амбрумова А. Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения. — Сб. трудов НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1978, т. 82, с. 44—58.
4. Фрейд З. О нарцизме [К введению в нарциссизм] (1914)
5.ФрейдЗ.ЯиОно(1923)Реш Любовь Владимировна, кризисный психолог, психодраматерапевт,
педагог-психолог ГБУПК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»