Проблемы обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях

Главная / Статьи / Специалистам / Проблемы обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях

Аннотация. В данной статье рассматриваются ряд актуальных проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются общеобразовательные организации, при обучении детей с ОВЗ совместно с другими детьми.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ), инклюзивное образование, образовательные организации, тьюторы, дефектологи, логопеды, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Каждый год количество детей с ОВЗ возрастает. Еще десять лет назад они учились в специальных (коррекционных) школах по упрощенным программам. Некоторые дети, не имеющие умственных отклонений, могли бы осваивать и общеобразовательные и углубленные программы, но в силу своих физических особенностей обучались в специальных (коррекционных) школах.  На сегодняшний день наше государство идет по пути инклюзивного образования и детей с ОВЗ принимают (хотя и не охотно) в общеобразовательные организации.
В настоящее время особое внимание специалистов привлекают проблемы инклюзивного обучения. Активное включение семьи, воспитывающей детей с ОВЗ, в систему инклюзивного образования, создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-родительские отношения приобретают особую значимость, так как семья является первичным звеном абилитации и социализации ребенка с ОВЗ. Изучение специфики детско-родительских отношений в таких семьях является актуальным и значимым как в теоретическом плане, в силу не разработанности данной темы, так и с практической точки зрения.

Исследователями накоплен большой опыт изучения комплекса проблем семьи и родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, и путей их решения. Новизна предлагаемого подхода заключается еще в том, что впервые в «поле» психологического сопровождения и диагностики коррекционной деятельности специалистов включаются родители детей с ОВЗ. Активное включение семьи в систему психолого-педагогической помощи в условиях частичной интеграции, наряду с этим поиск форм психологической помощи самим родителям, а также создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-родительские отношения стали в настоящее время актуальными задачами для специалистов, работающих с данной категорией детей.

На первых этапах развития инклюзивного образования также остро встает проблема неготовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций для работы в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом образования, но и перед методическими службами, а главное, перед руководителями образовательных организаций, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с ОВЗ. Но самое важное, чему должны научиться педагоги массовой школы, — это работать с детьми с разными возможностями к обучению и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. [4]
Какие же возникают проблемы при обучении детей с ОВЗ совместно с другими детьми:
1.    На основании статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждый ребенок имеет право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность и предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Прием лиц с ОВЗ в образовательную организацию проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключение противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Чтобы ребенок с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательной организации, должны применяться принципы инклюзивного образования. Это означает, что детям с ОВЗ должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в массовой школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения, согласно статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении, являются обязательными к исполнению в образовательной организации, в котором учится ребенок с ОВЗ, если родитель дает на это согласие. Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы образовательная организация занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС. На практике часто сталкиваешься с тем, что родители не понимают, что некоторым детям с ОВЗ лучше обучаться в специальной коррекционной школе.  Позиция родителей «Вы должны», а как при этом будет комфортно обучаться ребенку, не думают. В переполненных школах и соответственно классах условия создать порой просто невозможно.  Поэтому можно сказать, что инклюзия должна быть разумной. [3]
2.    Отсутствие во многих образовательных организациях «доступной среды», а это довольно большие финансовые вложения. Они связаны с необходимостью реконструкции самого здания и прилегающей территории, а также с приобретением и монтажом специального оборудования доступной среды в образовательной организации. Всё, что раньше капитально построено без учёта потребностей детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, реконструировать за короткие сроки невозможно, а иногда даже наличие финансовой возможности не решит эту проблему. Не каждой образовательной организации рекомендованные положения федерального законодательства под силу, и нередко желание школьной администрации помочь детям с ОВЗ стать полноценными участниками школьной жизни заканчивается разработкой лишь школьной документации и не переходит в практическую стадию реализации, ибо «гладко на бумаге, да забыли про овраги». Некоторые образовательные организации справляются с этой проблемой частично, приобретая и устанавливая часть оборудования. Понимая, что порой решить проблему не под силу и лучше воспользоваться правом учить детей с ОВЗ дистанционно либо на дому, что кстати, предусмотрено действующим законодательством и является альтернативой создания на базе образовательной организации полноценной доступной среды.
3.    Многие учителя не владеют специальными знаниями и навыками обучения ребенка с ОВЗ в условиях обычного класса. Таким детям требуется учитель, обладающий как личностными качествами (принять такого ребенка), так и профессиональными качествами. Не многие учителя готовы одновременно обучать две, а то и три категории детей с ОВЗ. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до ребенка с ОВЗ учебный материал. Для детей с ОВЗ должно быть предусмотрено индивидуальное обучение, включающее: разработку индивидуальной программы обучения (ее создание часто затруднено из-за большого количества вариантов проявления проблем со здоровьем) и оснащение дополнительным демонстрационными, наглядными пособиями, помогающими ребенку с ОВЗ усваивать общеобразовательные программу.  Данную проблему не решить кратковременными курсами повышения квалификации. Здесь нужна налаженная работа по взаимодействию учителя, родителя, специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов, медработников), руководителя образовательной организации и государства. [2]  
4.    Во многих школах нет тьюторов и учителей-дефектологов. А ведь главная цель тьютора, заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной организации, проектировании образовательного маршрута ребенка и помощи в его реализации. Коррекционная помощь учителя-дефектолога детям с ОВЗ порой   просто необходима. У многих детей с ОВЗ низкий уровень общего развития, существуют пробелы в полученных ранее знаниях. Индивидуальная работа учителя-дефектолога способствовала бы успешному освоению учебных навыков и умений. Учитель-дефектолог корректировал бы отклонения в развитии познавательной сферы и подготавливал к восприятию нового учебного материала. Учителей-логопедов не хватает, потому что число детей с каждым годом возрастает, и нет возможности оказать коррекционную помощь, всем кто в ней нуждается. Чаще всего в этой ситуации страдает среднее звено.
5.    Часто проблемы создают родители «обычных» детей. Они негативно относятся к появлению в классе ребенка с ОВЗ и считают, что ему здесь не место. Наверно, они хотят, чтобы мир в представлении их ребенка всегда был «идеальным». Эта позиция не просто ошибочная, а губительная в первую очередь для их же ребенка. Под влиянием родителей неправильно формируется психика у ребенка. В его понимании не правильного понимания окружающего мира, ребенок в будущем столкнется с большими проблемами. Ребенок, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение и брезгливость, а в худшем — жестокость и равнодушие по отношению к людям с ОВЗ.  Получается на практике, что учить общению и принятию ребенка с ОВЗ нужно не только «обычных» детей, но и их родителей. Конечно, бывает и положительный опыт. Если позиция родителей и учителей по вопросу корректного отношения к ребенку с ОВЗ совпадает, то одноклассники ведут себя как защитники и покровители его, становятся толерантными и благожелательными. Принцип «разные, но равные» реализуется успешно. Совместное обучение полезно не только самому ребенку с ОВЗ, но и здоровым детям и взрослым. Чувствуя поддержку со стороны взрослых и сверстников, ребенок с ОВЗ успешнее овладевает школьной программой, повышается его самооценка, он стойко и спокойно преодолевает все трудности.  Со стороны родителей детей с ОВЗ возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности своего ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, учителей и специалистов образовательных организаций. [1]  
Подводя итог сказанному, отмечу, что современная образовательная организация – это школа равных возможностей.  Все дети должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Для более полноценной и грамотной реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ необходимо:
1.    Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
2.    Повышение квалификации учителей общеобразовательных организаций в области инклюзивного обучения, специальной (коррекционной) педагогики и психологии;
3.    Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
4.    Адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений образовательной организации (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды) в рамках проекта «Доступная среда»;
5.    Ориентация воспитательной системы образовательной организации на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений всех участников образовательного процесса, включая и родителей детей, с нормальным развитием.
Пути решения проблем я вижу в следующем. Для создания необходимых условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях муниципальных образований Пермского края возможно только при соблюдении норм наполняемости классов (до 25 человек), обучение в одну смену и конечно же, строительство новых школ. Помогать в реализации программы «Доступная среда» общеобразовательным организациям должны муниципалитеты, потому что в одиночку им не справиться, нужны немалые финансовые вложения. Только повышение квалификации педагогов по обучению детей с ОВЗ не достаточно, нужно еще, что педагог захотел принимать, понимать и обучать таких детей. Введение в штатное расписание образовательных организаций ставок тьюторов и дефектологов, это лишь часть задачи, но нужно еще, чтоб молодые специалисты пришли работать, а для этого их нужно финансово интересовать. Принять ребенка с ОВЗ прежде всего должны сначала сами родители, помогать ему справляться со всеми трудностями, поддерживать, нести ответственность, не перекладывая ее на других. И только тогда взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса будет эффективным.

Ткаченко Ю.Н. специалист
ГБУПК «ЦППМСП» Кунгурского филиала

Библиографический список
1.    Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 11. – С. 98–102.
2.    Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 83–92.
3.    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http: // base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.10.2019).
4.    Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. — М.: ФОРУМ, 2012. — С. 111-138
Проблемы обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: