Игры для развития понимания речи

Главная / Статьи / Ранний возраст / Игры для развития понимания речи

Первым этапом развития речи (как на родном, так и на иностранном языке) является её понимание. Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие, выполняет инструкции.

Прежде всего важно определить уровень понимания ребенком обращенной речи. Рекомендуется следующая оценка понимания ребенком обращенной речи.

I уровень - выражено речевое внимание, прислушивается голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.
II уровень - понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму», «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев.
III уровень - понимает названия отдельных предметов и игрушек:
а) понимает только названия предметов й игрушек (10-12 мес.);
б) узнает их на картинках (12—14 мес.);
в) узнает их на сюжетной картинке (15-18 мес.).
IV уровень - понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д.
а) понимает двухступенчатую инструкцию (2 года): «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.
б) понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» (2 года 6 мес.).
V уровень - понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2 года 6 мес. - 3 года).
VI уровень - понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации (к 4 годам).

Желательно, чтобы дети научились различать количество предметов (много—мало—один), величину (большой—маленький), вкус (сладкий—соленый), а также их пространственное расположение, если эти предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок упорно не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то надо ограничиться сличением предметов по их цвету или величине, отложив работу по запоминанию названий цвета на более поздние сроки.

Особое внимание следует обратить на обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов. Однако надо знать, что такие задания доступны детям лишь в том случае, если у них сформированы представления о количестве предметов: один—много.

Данные игры помогут развить навык понимания обращенной речи и расширить словарный запас малыша.

1. «Отгадай загадку – покажи отгадку!»
Цель:
- уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам;  
- обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению;
- развитие мышления детей.
Оборудование: предметные картинки по разным темам.
Ход игры: Игра проводится на ковре. Разложите перед ребёнком картинки изображением вверх. – А сейчас мы будем отгадывать загадки:  
Покажи, чем едят суп (картинка – «ложка»).  Покажи, что катится (картинка – «мячик»).  Покажи, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»).  Покажи, что надевают на голову (картинка – «шапка»).  Найди и покажи то, что можно есть (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр») Покажи, с чем можно играть (картинка – «машинка») и т. д. Если ребенок затрудняется в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета.

2. «Весёлые загадки!»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение узнаванию игрушек и предметов по описанию.
Оборудование: различные игрушки и предметы, карточки.
Ход игры: Посадите ребенка на пол. Разложите перед ним несколько разных игрушек или предметов.  
– А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а ты угадай, про что я говорю, и покажи.  
Он круглый, синего цвета, катится (мяч).  
Он беленький, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик).  
Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). и т. д.
В дальнейшем при проведении игры можно вместо игрушек и предметов использовать карточки.

3. «Выполняйте команды!»
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Оборудование: игрушка (кукла или животное) с гибким телом и конечностями.
Ход игры: Начните занятие с игры: подберите подходящую куклу, при помощи которой можно изобразить различные движения.
– Сейчас я буду отдавать команды петрушке, а он будет показывать движения! Следите, чтобы петрушка не ошибался. Взрослый выполняет движение с помощью игрушки, сопровождая его собственным показом, одновременно называя словом-действие.  
– А теперь давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а ты выполняй. Слушай внимательно и не ошибайся! Начали!  Иди! Стой! Подними руки вверх!  Опусти руки! Сядь! Встань!  Попрыгай! Беги! Похлопай!  Потопай! Поставь руки на пояс! и т. д.
В этой игре можно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда вы называли и выполняли движение при помощи игрушки.
Если ребенок не понимает команды, можно помочь ему – показать нужное действие или дать команду в виде словосочетания: «пей компот» вместо «пей», «спой песенку» вместо «пой» и т. д.

4. «Большой или маленький?»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей – знакомство с понятиями «большой» и «маленький»; обучение детей соотнесению слов «большой» и «маленький» с величиной предметов; обучение использованию соответствующих жестов.
Оборудование: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.
Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты. При этом жест всегда сопровождается словом, его обозначающим.
Покажите детям большой и маленький мячики.
– Посмотри, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (делаете соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите (побуждаете ребенка сделать жест). Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажи! Большой мяч. Взрослый выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

5. «Где что лежит?»
Цель: научить ребенка понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».
Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек.
Ход игры: Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.
– Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке.  А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т. д. После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите ребенку действовать по инструкции. – Лена, положи карандаш под коробку.  - Положи кубик на коробку. и т. д.

6. «Волшебный мешочек»
Цель: развитие понимания речи, расширение пассивного словаря.
Оборудование: мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки.
Ход игры: Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу. Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.  Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. При этом называйте одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.

7. «Игрушки-шалуны»
Цель: развитие понимания предлогов.
Оборудование: мягкая игрушка.
Ход игры: Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:
Скачет, прыгает, играет, а куда – сама не знает.  Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече».  Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса? На голове».  Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.
Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т. д.  
В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы: за шкаф, за кресло, за спину, за дверь, за занавеску.  И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у папы, у мамы, у бабушки и у самого малыша на коленях и поет песенку: «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу!»  
В следующий раз проведите игру с птичкой (бабочкой), подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.

Игры для развития понимания речи
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
обратная связь
Мы в соцсетях: