Друзья – это очень важно! И для взрослого, и для ребенка. Дружба необходима, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества. По мере взросления круг общения ребенка расширяется. Сначала определяются интересы по общению в детском саду, затем в школе и во дворе. Выявляются приоритеты в общении с определенными детьми, которых ребенок выбирает себе в друзья. Общаясь со своими друзьями, он получает бесценный опыт жизни в коллективе, находит свое место в нем.
Отношение ребенка к своим сверстникам и близким друзьям, в первую очередь, зависит от его взаимоотношений с родителями. Родители сами создают в семье модель общения с людьми. Например, если ребенка часто ругают, обвиняют, то свою озлобленность по этому поводу он может периодически срывать на друзьях. Или если, например, ребенка чересчур балуют, не указывают на его ошибки, он может болезненно реагировать на грубость и замечания сверстников. Если ребенок чувствует себя отвергнутым в отношениях с родителями, постоянно боится допустить ошибку или бывает скованным, не может быть откровенным в разговоре с ними, то он не научится чувствовать себя легко и непринужденно и в любой другой компании.
Если ребенок умеет общаться, у него не возникнет серьезных проблем с нахождением друзей. Навыки взаимодействия включают в себя:
Умение не только говорить с другим человеком, но и слышать его. Если ребенок постоянно перебивает собеседника, то тот будет сторониться общения, потому что оно перестанет быть для него интересным.
Способность делиться. Жадность не приветствуется в детском коллективе.
Умение включаться в коллективные игры, раскрепощенность в них. Если ребенок всегда стесняется, ему будет трудно включиться в процесс, и тогда другие дети могут просто не заметить его.
Если возникают жалобы со стороны ребенка о том, что с ним никто не хочет дружить, родителям важно задуматься о том, обладает ли ребенок перечисленными качествами; возможно, причина кроется в отсутствии одного или нескольких из них.
Деликатно, без осуждений, обсудите с ребенком, почему с некоторыми детьми не хотят дружить, например, можно составить список. Никто не хочет дружить с: ябедами, жадинами, злюками, недовольными всем, врединами, грязнулями, воображалами. Следующий шаг – пусть ребенок честно подумает про себя, проанализирует свое поведение. Возможные выводы: я не жалуюсь взрослым без крайней необходимости; я не жадничаю, когда у меня есть что-то вкусное или интересное, а другие тоже хотят; я не злюсь и не ругаюсь по пустякам; я не ною из-за каждой царапины; я не боюсь всего на свете; я не обижаюсь и не критикую всех вокруг; я не хожу вечно грязный; я не считаю себя самым умным. Но если даже так с друзьями все равно не клеится? Петрановская Л.В. рассматривает несколько типичных ошибок, которые можно обсудить с ребенком в поиске причин, почему все же никто не хочет дружить:
Пешкина Оксана Николаевна,
педагог-психолог ГБУПК «ЦППМСП»
Список литературы:
Что делать, если…/ Л.В. Петрановская. – М.: АСТ, 2015. – 143 с.
Консультация для родителей «Почему с ребенком никто не дружит» // https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-pochemu-s-rebenkom-nikto-ne-druzhit-4974831.html (дата обращения: 30.03.2021).
«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании // https://www.pravmir.ru/so-mnoj-nikto-ne-hochet-druzhit-kak-pomoch-rebenku-najti-druzej-i-uberech-ego-ot-plohoj-kompanii/ (дата обращения: 30.03.2021).
Если с ребенком никто не дружит // https://mama-smart.ru/poleznoe-mamam/esli-s-rebenkom-nikto-ne-druzhit/ (дата обращения: 30.03.2021).
6 причин, почему с ребенком не хотят дружить // https://letidor.ru/psihologiya/6-prichin-pochemu-s-rebenkom-ne-khotyat-druzhit-sverstniki.htm (дата обращения: 30.03.2021).