«Наука хвалить, а не критиковать»

Главная / Статьи / Родителям / «Наука хвалить, а не критиковать»

«Не спеши с порицанием,
если опаздываешь с похвалой»
Антоний Регульский


Взрослые при воспитании ребенка, постоянно сталкиваются с вопросами – как хвалить его? Можно ли критиковать и как правильно это делать, чтобы ребенок не получил психологическую травму, и главное, чтобы осталось доверительное отношение. Я надеюсь, что в этой статье каждый взрослый найдет для себя полезное в воспитании на любом этапе в развитии своего ребенка.
Кто-то считает, что дети никому и ничего не должны, то, что они делают все правильно, не допускаются даже малейшие нарекания в их адрес. У кого-то воспитание проходит в жестких рамках, и критика – это неотъемлемая часть. Можно представить такую ситуацию, когда родитель теряет контроль и, не сдерживая своих эмоций, начинает кричать на ребенка, а что еще хуже применяет физическую силу. Сколько в это время ребенок испытывает ужаса перед самым близким в его жизни человеком? В этот момент, взрослый становится на одну ступеньку со своим ребенком. Только ребенок еще принимает опыт общения и узнает эмоции и учится чувствовать, а взрослый уже все это умеет.
Что мы хотим от критики в адрес своих детей? В чем ее назначение? В том, чтобы донести до ребенка о его провинностях, шалостях, чтобы он не повторял и понимал, что хорошо, а что плохо?

Рекомендации психолога при беседе с ребенком:
- Когда взрослый начинаем разговор, прежде всего нужно быть в спокойном состоянии и научить этому ребенка, затем в комфортной обстановке поговорить и обсудить все, что беспокоит, чем тише вы говорите, тем внимательнее слушает и начинает слышать ребенок.
- Проявляйте уважительное отношение, для того чтобы ребенок в полной мере имел возможность осознать в чем его проступок и в полной мере ощутить последствия.
- При самом неприятном разговоре ребенок понимает, что вы его любите таким какой он есть, у него появляется доверие к родителям, он чувствует поддержку и помощь, он испытывает желание справиться с этой ситуацией и по возможности не допускать ошибок.
- Когда взрослый разговаривает с ребенком необходимо помнить, что все требования и реакции самого взрослого обоснованы и предсказуемыми. Отношение к поступку и тем более к самому ребенку не должно зависеть от того в каком настроении придет домой мама или папа.
- Важно не употреблять фраз: «Никогда, ни за что, не сделаю, не пойду…» в последствии взрослые, как правило забывают свои обещания, подрывая свой авторитет перед ребенком.
- Что еще нужно понимать? Критика должна соответствовать возрасту ребенка.
Все мы хотим одного, чтобы дети были достойными, успешными, чтобы делали, как можно меньше ошибок. Значит, в критике должно быть рациональное зерно.
Например, ребенок не убирает свои игрушки, и в очередной раз вы «заводитесь». Если хотите, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, то произносите следующее: «Ты вчера был такой молодец, быстро и чисто убрал свою комнату, я и папа были очень рады, сегодня надеемся, что ты уберешь еще быстрее, а значит сегодня вечером мы вместе успеем сделать много интересного».

В помощь родителю предлагаю следующие высказывания для общения, и не только с ребенком:
• Ты никогда меня не слушаешь – фраза, которую высказывают при критике в эмоциональном возбуждении.
Я расстраиваюсь, когда при разговоре, ты меня не слушаешь, будь пожалуйста повнимательнее. – фраза, которая располагает к пониманию чувств собеседника.
• Ты всегда на всех кричишь. - фраза, которую высказывают при критике в эмоциональном возбуждении.
Я волнуюсь, когда ты на меня кричишь, мы не услышим главного при таком общении. - фраза, которая располагает к пониманию чувств собеседника.
• Ты всегда оставляешь огрызки на столе. - фраза, которую высказывают при критике в эмоциональном возбуждении.
Мне обидно, когда на чистом столе ты оставляешь за собой беспорядок, будь пожалуйста аккуратнее. - фраза, которая располагает к пониманию чувств собеседника.
• Почему ты все время оставляешь грязную посуду? - фраза, которую высказывают при критике в эмоциональном возбуждении.
Мне очень обидно видеть грязную посуду. Мы с тобой договаривались, о порядке в квартире. Оставляй пожалуйста время для уборки за собой. - фраза, которая располагает к пониманию чувств собеседника.
• Почему ты не додумался предупредить меня об этом изменении? - фраза, которую высказывают при критике в эмоциональном возбуждении.
Я начинаю волноваться, когда у тебя меняются планы, предупреждай меня об изменении распорядка дня. - фраза, которая располагает к пониманию чувств собеседника.
• Ты всегда без спросу берешь чужие вещи… - фраза, которую высказывают при критике в эмоциональном возбуждении
Если ты хочешь взять мои вещи скажи, чтобы я знала, я не против, но мне неприятно, когда я не могу найти нужную мне вещь. - фраза, которая располагает к пониманию чувств собеседника.
• Ты никогда не выполняешь свои обещания. - фраза, которую высказывают при критике в эмоциональном возбуждении
Я испытываю разочарование, когда ты не выполняешь своих обещаний. Возможно, у тебя возникают какие - то трудности, тогда давай будем обсуждать их и находить выход. - фраза, которая располагает к пониманию чувств собеседника.
• Ты меня разозлил. - фраза, которую высказывают при критике в эмоциональном возбуждении.
Мне очень неприятно испытывать по отношению к тебе чувство злости. - фраза, которая располагает к пониманию чувств собеседника. 

 Что же касается похвалы? Для похвалы, не нужно жалеть время на ребенка, отложив даже самые важные дела. Мама и папа интересуются жизнью, трудностями, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Показывают ребенку, что они видят не только, как он бедокурит, они знают и гордятся его достижениями и усилиями, пусть даже небольшими.

 Не бойтесь обсуждать вместе успехи и неудачи. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал искренность, не жалейте и в полной мере выражайте чувства, ребенок перенимает опыт общения прежде всего от родителей. Ребенку ценно, если он слышит слова похвалы по конкретной ситуации. Еще хвалить нужно вовремя и желательно регулярно, показывая его собственный прогресс.

Как правильно похвалить ребенка?
• О, ты сделал бутерброды себе и мне, как я рада! Мне так хотелось, чтобы готовый завтрак уже ждал меня на кухне!
• Какое облегчение, что ты уже оделся. Теперь мы точно успеем в детский сад вовремя.
• Я успокаиваюсь, когда я вижу заполненный дневник. Мне кажется, что это делает тебя более готовым к новой учебной неделе.

 Варианты, как хвалить ребёнка без оценки:
• Ты нарисовал длинные палочки.
• Сложил все тарелки в посудомоечную машину.
• Я видела, что ты три раза попробовал сложить эту головоломку. Это больше, чем вчера.
• В этом сочинении ты подробно описал характеры героев и сделал логичный вывод из аргументов, которые указал в начале.
• У твоего снеговика три снеговых шара. Мне нравится яркий шарф на нём, он делает всю фигуру такой живой.
• Похоже, ты хочешь поиграть этой игрушкой и ждёшь, пока сестра положит её на место, чтобы взять её в свою очередь.

  Главное в отношениях с ребенком, чтобы ребенок знал, что может прийти в комфортный дом, где его ждут самые близкие и родные, где он может поделиться самым важным и сокровенным, и его обязательно выслушают, он не испугается критики и с радостью примет похвалу.

Библиотека для родителей:
1. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. Что делать, если больше нет сил терпеть? АСТ, 2016
2. Петрановская Л.В. #Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы. АСТ, 2017
3. Солотова М.Д. «Как стать ребенку другом, оставаясь его родителем». Эксмо, 2019
4. Ко К., Аша Д. «Воспитывать просто: Как дать детям главное, не перегружая лишним», Альпина Диджитал, 2015

Коломойцева С.А., руководитель, педагог-психолог

Чайковского филиала ГБУ ПК «ЦППМСП»



«Наука хвалить, а не критиковать»
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: